Законодательство о трудовых спорах

Ответы профессионалов по теме: "Законодательство о трудовых спорах" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Законодательство о трудовых спорах

Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей рабочего движения за улучшение условий труда и быта трудящихся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохранилось главным образом коллективно-договорное их регулирование. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все большее развитие.

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны:

· в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров.

· в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров — Рекомендацию №92 о добровольном примирении и арбитраже.

· Конвенция МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация №163 1981 г. предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при введении коллективных переговоров.

Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.

Появление понятия «коллективные трудовые споры» в России. Трудовое законодательство бывшего СССР и Российской Федерации длительное время практически не знало (и не признавало) термина «коллективные трудовые споры». Считалось, что для этого «нет социальной базы». Нет базы — нет и споров, следовательно, нет необходимости регулировать эти вопросы в законодательном порядке.

Практика последних лет показала, что база для конфликтов (в том числе и коллективных) все-таки есть. Более того, на переходном этапе появились новые основания для таких конфликтов, основные причины которых лежат в сфере экономики. Так, массовым явлением стало несоблюдение сроков выплаты заработной платы (что, в свою очередь, объясняется взаимными неплатежами хозяйствующих субъектов, задержкой выплат из бюджета и т.д.). Нередко работники отправляются в принудительные отпуска без сохранения заработной платы или с частичной оплатой. Фактически в данном случае мы имеем дело с проявлением скрытой безработицы. Работодатели же зачастую используют этот способ для подталкивания работников к уходу с предприятий «по собственному желанию», освобождаясь от выплат предусмотренных компенсаций. Все это приводит к возникновению коллективных трудовых конфликтов.

В 1989 г. экономическая и политическая ситуация в СССР серьезно обострилась. В стране стихийно развернулось широкое забастовочное движение. Это заставило законодателей обратить внимание на существующую проблему и принять специальный закон — Закон СССР от 9 октября 1989 г. (впоследствии — в ред. от 20 мая 1991 г.) «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (далее — Закон 1989 г.).

Закон 1989 г. принимался весьма поспешно, поэтому многие его нормы практически оказались не в состоянии сгладить возникающие противоречия. Характерные черты забастовок в СССР и России начиная с 1989 г. — спонтанность, стихийность, соединение экономических требований с политическими, а отсюда их незаконность с позиций действовавшего законодательства.

Нормы Закона 1989 г. представляли собой довольно громоздкие и плохо работающие на практике юридические конструкции. В нем не были разработаны принципы, цели и задачи регулирования, однако это была первая попытка хоть как-то урегулировать возникшую нестандартную для общества того времени ситуацию.

Закон не был в состоянии решить все проблемы, встающие при разрешении коллективных трудовых споров. Тем не менее, судебная практика справедливо считала, что он не противоречил законодательству РФ (тем более что Россия аналогичного самостоятельного закона долгое время не принимала). Поэтому несколько лет в Российской Федерации все вопросы, связанные с разрешением коллективных трудовых споров, рассматривались на базе Закона СССР 1989 г.

При этом необходимо учитывать, что с момента вступления в силу российского Закона о коллективных договорах и соглашениях именно этим Законом во многом определялся порядок рассмотрения разногласий по поводу заключения и исполнения коллективных договоров.

Кроме того, вопросы коллективных трудовых споров в той или иной степени регулировались некоторыми актами органов исполнительной власти РФ. Это, в частности, Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», действовавшее в тот период Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1993 г.

При Министерстве труда РФ была создана служба разрешения трудовых конфликтов, на которую возлагались такие функции, как контроль за ходом выполнения заключенных соглашений, изучение причин возникновения трудовых споров и их устранение. 4 ноября 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ «О порядке деятельности Службы разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации».

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах. Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и т.д.).

В п. 4 статье 37 Конституция РФ закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл. 61 (ст. 398-418) Трудового кодекса РФ.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях.

Источник: http://studbooks.net/1116053/pravo/zakonodatelstvo_kollektivnyh_trudovyh_sporah_istoriko_pravovoy_aspekt

Трудовой спор

Каждому работнику, исполняющему поставленные перед ним обязанности, предоставляется право на защиту своих трудовых прав, законных интересов.

При этом разрешается использовать все процедуры и методы, которые не запрещаются законодательством.

Кроме того, Конституция вместе с Трудовым кодексом предусматривает возможность решения работниками коллективного или индивидуального трудового спора с применением всевозможных законных вариантов достижения консенсуса, например, забастовки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-59-47 . Это быстро и бесплатно !

Понятие

Трудовым спором называют неурегулированные разногласия, которые возникли между работником и работодателем либо соответствующим органом, независимо от формы собственности компании или предприятия, а также форм трудового договора.

Читайте так же:  Трудовой юрист консультация рейтинг

Трудовые споры могут возникнуть относительно использования законодательства о трудовой деятельности и организации условий для деятельности служащих и работников в той или иной сфере.

Как правило, трудовые споры возникают как последствие трудовых правонарушений в определенной сфере деятельности, которые служат непосредственной причиной для оспаривания.

К трудовым правонарушениям относится невыполнение или выполнение ненадлежащим образом субъектом поставленных перед ним обязанностей в данной сфере труда либо распределения.

Однако если субъект действовал, не нарушая законы, а другое лицо обвиняет его в неправомерности действий, то так же может возникнуть спор, не смотря на отсутствие каких-либо правонарушений. Этими вопросами занимается юрисдикционный орган, который устанавливает условия трудового спора и причины его возникновения.

Иногда трудовые споры происходят в том случае, когда субъект трудового права обращается за помощью к представителю юрисдикционного органа с намерениями оспорить отказ, касающейся совершенствования действующих или введения новых социально-экономических трудовых условий.

Разрешение трудовых споров происходит в следующем порядке, состоя из нескольких последовательных этапов примирительной процедуры:

  1. Примирительная комиссия рассматривает причины спора.
  2. Трудовой спор рассматривается в присутствии посредника.
  3. Трудовой арбитраж принимает решение.

Первый шаг – это всегда примирительная комиссия, после которой спор рассматривается при участии посредника и в случае не достижения консенсуса дело переходит в трудовой арбитраж.

Если обе стороны не смогли достичь согласия относительно вида примирительной процедуры, которую можно использовать, сразу же по окончанию примирительной комиссии, то им необходимо обязательно создать трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон не имеет права не принимать участие в проведении примирительной процедуры. Ее осуществляют в сроки, установленные законодательством. Однако срок может быть продлен, если есть согласие обеих субъектов. Такие сроки называются процессуальными.

С целью разрешения возникшего трудового коллективного либо индивидуального спора представителям сторон, членам представительной комиссии, всем посредникам, а также Службе по урегулированию трудовых споров и трудовому спору разрешается применять все законные способы.

На выборе соответствующего юрисдикционного органа сказывается характер возникшего спора и причины, послужившие для этого.

Условия

Условия возникновения трудового спора представляют собой конкретные обстоятельства и обстановку, которые опосредованным или непосредственным образом сказываются на трудовых взаимоотношениях, являясь причиной возникновения неурегулированных разногласий между работником и работодателем.

Они служат конкретным поводом в определенном трудовом споре. Это может быть незнание норм Трудового кодекса либо пренебрежение правами трудящегося. Зачастую трудовые споры вспыхивают в результате сочетания различных причин социального, экономического и юридического характера.

Условия экономического характера представляют собой, как правило, временные финансовые трудности на предприятии, что препятствует своевременному выделению зарплаты в полном размере, выделения соответствующих льгот и обеспечения необходимых условий работы.

В последствие возникают серьезные социальные последствия, сочетаясь с которыми, экономические трудности превращаются в затяжные коллективные трудовые споры, наблюдается резкое сокращение рабочего штата, ликвидация предприятия и масштабная безработица. Уволенные работники имеют законное право подать иск в суд.

Условия юридического характера – это недостаточная доступность, противоречивость, а также сложность норм Трудового кодекса, как для работодателя, так и для самих работников. Причиной такого обстоятельства обычно оказывается недостаточные знания трудовых обязанностей и прав, методов их защиты.

Классификация

Трудовые споры классифицируются по разным основаниям:

  1. Трудовые споры по спорящим субъектам: индивидуальные и коллективные.
  2. Виды трудовых споров в зависимости от правоотношения.
  3. Разновидности трудового спора по характеру спора: споры об использовании норм из Трудового кодекса; споры об совершенствовании действующих условий труда или введении новых.
  4. Виды по предмету спора: спор об выплате денежной компенсации и возмещении убытков; спор о признании прав, которые были нарушены другим субъектом.
  5. В зависимости от варианта разрешения: споры искового или неискового характера.

Выделяют две разновидности трудовых споров: индивидуальный и коллективный.

Согласно трудовому законодательству, трудовой спор является индивидуальным в том случае, если возникают неурегулированные разногласия между двумя субъектами, касающиеся применения норм Трудового кодекса, а также других нормативных правовых актов, которые содержат нормы прав работников, коллективных договоров и соглашений.

К данному виду относятся и споры между работодателем и человек, ранее находящимся с ним в трудовых отношениях.

Кроме того, индивидуальный трудовой спор может возникнуть и между руководителем предприятия и лицом, желающим подписать трудовой договор, если работодатель отказывается от этого.

Коллективный трудовой спор – это возникновения разногласий между группой работников или их представителей и руководителем предприятия. Причиной является внесение корректив в рабочие условия, например, желание о повышении заработной платы, а также улучшения условий заключения коллективных соглашений и договоров.

Основания и причины

Причинами возникновения трудового спора называются юридические факты, которые непосредственно связаны с появлением разногласий между работодателями и их работниками.

В зависимости от этого выделяют несколько разновидностей причин:

  1. Трудовые правоотношения.
  2. Отношения по трудоустройству.
  3. Правоотношения по контролю за условиями и охраной труда.
  4. Правоотношения по повышению квалификации в организации.
  5. Правоотношения, касающиеся возмещения материальной компенсации.
  6. Правоотношения по поводу возмещения вреда, нанесенного здоровью работника на предприятии.
  7. Правоотношение профсоюза относительно вопросов труда и культуры.
  8. Правоотношения коллектива работников с руководством.
  9. Споры относительно социально-партнерского соглашения.

Необходимо хорошо знать нормы трудового законодательства, чтобы защитить свои права в случае возникновения трудового спора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-59-47 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источник: http://naim.guru/trudovoi-spor

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 383 ТК РФ

1. В комментируемой статье определен перечень источников права, которые регулируют порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. К ним относятся, как правило, федеральные законы, а не подзаконные акты и соглашения о труде (например, коллективный договор и другие соглашения, которые не могут изменить порядок разрешения индивидуальных трудовых споров или дополнить процедуру рассмотрения споров, определенную ст. ст. 381 — 397 ТК).

2. Порядок разрешения трудовых споров в КТС определен ст. ст. 384 — 389 ТК (см. комментарий к статьям 384 — 389) и иными федеральными законами.

3. Процедура разрешения трудовых дел в судах раскрыта в ст. ст. 390 — 394 ТК, а также в ГПК, т.е. законодательстве, которое четко определяет подведомственность трудовых дел суду, состав субъектов, участвующих в деле, производство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок исполнительного производства и др.

Читайте так же:  Справка о доходах государственного служащего форма

4. Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются КТС, судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных в законодательстве о труде и об охране труда и в ГПК. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров предусмотрен, например, в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в споре о причинении вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников — субъектов трудовых правоотношений (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

5. Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

Определение подведомственности конкретного трудового спора имеет практическое значение потому, что решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не обладает юридической силой и не может быть исполнено в принудительном порядке специальными органами (КТС и судом).

Определить подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган, который управомочен разрешить конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон трудового правоотношения.

6. Статья 383 ТК закрепляет правило, согласно которому на первом этапе трудовой спор должен разрешиться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены путем таких переговоров сторон спора или с участием представителей выборного профоргана, субъекты трудового правоотношения могут обратиться в КТС или суд за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права. С момента обращения за разрешением спора возникает индивидуальный трудовой спор, который является юридическим фактом для возникновения гражданско-процессуального правоотношения по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, например при увольнении работника, иногда существует наряду с ним, например при компенсации морального вреда.

Особенности в определении подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих, на них распространяется действие законодательства о труде и об охране труда, за исключениями, установленными положениями о федеральной государственной службе, но их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены на основании Конституции РФ непосредственно в суде.

7. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) при меняют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства (ГПК), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

8. Помимо нормативных актов, перечисленных в ст. 383 ТК, органы по рассмотрению трудовых споров руководствуются и другими нормативными правовыми актами, в которых есть нормы, посвященные восстановлению нарушенного трудового права. Так, трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на работе, рассматриваются с учетом Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Некоторые нормы о порядке разрешения трудовых споров работодателей с органами надзора и контроля за законодательством о труде и об охране труда содержатся в положениях о соответствующих государственных органах, осуществляющих этот надзор, например о Ростехнадзоре.

9. Порядок разрешения трудовых споров в суде устанавливается ТК (ст. ст. 390 — 397), ГПК и иными нормативными актами, предусматривающими альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров. В последнем случае сам работник решает, в какой орган ему обратиться за разрешением трудового спора — в вышестоящий орган или в суд, при этом трудовой спор не рассматривается в КТС.

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-60/Statya-383/

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (ст.ст. 398 — 418)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в наименование главы 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

ГАРАНТ:

См. схему «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»

>
Основные понятия
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/10fffb04d9fa95aeca4ccf3783117508/

39. Ответственность работодателей и их должностных лиц за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах

40. Понятие забастовки. Право на забастовку

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

41. Объявление забастовки

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Срок предупреждения работником работодателя об увольнении

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Источник: http://studfile.net/preview/3649055/page:20/

5.Международные правовые акты о трудовых спорах

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны.

Так, в 1949 г. МОТ приняла Конвенцию №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров. В 1951 г.

МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров – Рекомендацию №92 о добровольном примирении и арбитраже.

Конвенция МОТ №154 и ее Рекомендация №163 1981 г. о коллективных переговорах предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при ведении коллективных переговоров. Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.

6.Законодательство о трудовых спорах. Подзаконные нормативные акты о рассмотрении трудовых споров.

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК РФ.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557 и гл. 61 (ст. 398-418) Кодекса.

Установленный гл. 60 ТК РФ порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения этих споров устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами об этих категориях работников. Но государственные служащие могут со спором обратиться и в суд, так как ст. 9 установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками права. Но это – вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы трудового законодательства. Так, есть постановления Пленума Верховного Суда РСФСР по применению судами норм о труде женщин (1990 г.) и о труде молодежи (1993 г.) (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. №3; 1993. №9) от 20 декабря 1994 г. “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” (там же. 1995. №3. С. 9), от 28 апреля 1994 г. №3 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья” (там же. 1994. №7).

Читайте так же:  Как сделать расписку о сумме в долг

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам (см., например, Комментарий судебной практики. Вып. 2. М., 1995, с. 3–41).

— Постановления Правительства РФ;

— Нормативные акты Министерств и иных федеральных органов исполнительной власти:

а. Приказ Минздравсоцразвития РФ №180н от 01.03.2012 г. «Об утверждении административного регламента, предоставления Фед.службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров»

б. Приказ Минздравсоцразвития РФ «223н от 13.03.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления гос.услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров.»

в. Постановление Министерства труда и социального развития РФ №57 от 14.08.2002 г. «Об утвреждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссии».

г. Постановление —//— №58 от 14.08.2002 г. «Об —//— с участием посредников».

д. Постановление —//— №58 от 14.08.2002 г. «Об —//— в трудовом арбитраже».

— Нормативные акты субъектов РФ (Например, Закон г.Москвы «О социальном партнерстве в г.Москве» от 11.11.2009 г.

— Соглашения (Например, Московское трёхстороннее соглашение между Московскими объединениями Профсоюзов, работодателей и Правительства г.Москвы на 2013-2015 год.)

Источник: http://studfile.net/preview/3649055/page:5/

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.ст. 352 — 419)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в наименование раздела XIII настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Источник: http://base.garant.ru/12125268/5da741911cf9399494368b18de80fbe8/

Статья 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Комментарии к ст. 385 ТК РФ

1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Читайте так же:  Сумма выплаты алиментов на двоих детей

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.

Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.

Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.

КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда также не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возникает из трудового правоотношения. Однако установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права в этом случае обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

9. Комиссия должна самостоятельно выработать процедуру разбирательства спора в той части, в которой она не определена ТК.

Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать экспертов, а также членов трудового коллектива.

Заседание КТС можно проводить, если присутствуют 1/2 ее членов с каждой стороны. Главное, чтобы в заседании участвовало равное число представителей сторон.

Если работник или его представитель не является на заседание КТС по решению ее членов, то рассмотрение дела откладывается, а комиссия устанавливает причину его отсутствия. При повторном отсутствии работника, если установлено, что он был своевременно извещен о дне рассмотрения спора и нет уважительных причин его неявки, КТС имеет право отменить рассмотрение заявления.

Отмена рассмотрения не лишает работника права обратиться в КТС повторно, если не пропущен 3-месячный срок.

Отсутствие работодателя на заседании КТС, если он своевременно извещен о дне рассмотрения спора, не влияет на разрешение трудового спора по существу.

При разрешении трудового спора КТС не связана заранее своими предыдущими решениями по подобным спорам. Разрешение трудового спора регулируется ТК и другими актами.

Все заявления работника в КТС должны быть зарегистрированы в журнале. Эту работу может делать член КТС, которому комиссия ее поручила, или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС.

В начале заседания КТС выясняет у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из ее членов. Если отвод заявлен, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Статья 387 ТК раскрывает основные положения о процессе рассмотрения трудового спора в КТС, а также сроки его рассмотрения в КТС — 10 календарных дней со дня подачи заявления. Это процессуальный срок, который комиссия обязана соблюдать.

Явка представителя работодателя и подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание КТС, то комиссия может принять решение о снятии трудового спора с рассмотрения, что не лишает работника права подать второй раз заявление по данному спору, если не пропущен 3-месячный срок. Если отсутствует представитель работодателя, то заседание КТС из-за этого не откладывается.

Заседание КТС проводится в нерабочее время, удобное для сторон спора, о чем они извещаются заранее.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС подробно отражается секретарем в протоколе заседания, а при его отсутствии — заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол КТС подписывается и заверяется печатью комиссии.

По окончании рассмотрения спора секретарь комиссии должен огласить протокол членам комиссии и учесть их замечания. Протокол заседания КТС вручается работодателю и работнику по их требованию; копия протокола вывешивается на видном всем работникам месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-60/Statya-385/

Законодательство о трудовых спорах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here