Трудовые споры с участием посредника

Ответы профессионалов по теме: "Трудовые споры с участием посредника" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58
«Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. 1, ст. 3) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 16 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».

Министр труда и социального развития РФ

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Устанавливаются права и обязанности посредника, а также рекомендуемые формы протоколов при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Текст постановления опубликован в еженедельном приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 18 сентября 2002 г., N 34, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 8, в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», октябрь 2002 г., N 40, в журнале «Экспресс-закон», ноябрь 2002 г., N 41

Источник: http://base.garant.ru/12128170/

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Новая редакция Ст. 403 ТК РФ

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к Статье 403 ТК РФ

Напомним, что трудовой спор рассматривается в несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия. После этого стороны спора могут приглашать посредника. Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган — трудовой арбитраж.

После того как примирительная комиссия составит протокол разногласий, стороны коллективного трудового спора в течение трех дней могут пригласить посредника. При необходимости рекомендации относительно его кандидатуры стороны могут получить у соответствующего госоргана, регулирующего коллективные трудовые споры.

У посредника есть 7 рабочих дней, что бы попытаться примирить стороны коллективного трудового спора. В этих целях он вправе запрашивать у сторон все необходимые и имеющие отношение к делу документы и сведения.

В случае если посредник не смог примирить стороны, то ситуацию может изменить трудовой арбитраж, который представляет собой временно действующую структуру, создаваемую тогда, когда спорящие стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Приводим вашему вниманию Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»:

Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее — стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Федеральной службы по труду и занятости (далее — Служба).

Читайте так же:  Самый маленький процент рефинансирования кредита

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

Другой комментарий к Ст. 403 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Если стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три рабочих дня после составления протокола разногласий.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Роструд с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Роструда.

2. Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

3. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней: 3 дня для выбора посредника и еще 7 дней для рассмотрения спора с его участием. По соглашению сторон этот срок может быть продлен (ст. 401 ТК РФ).

4. Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

Сведения, которые становятся известными посреднику в процессе рассмотрения конкретного спора, должны носить для него конфиденциальный характер. Они не подлежат разглашению.

5. Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка — с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников коллективного трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение (от указанных выше сторон коллективного трудового спора).

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон коллективного трудового спора.

6. Стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, если в течение трех рабочих дней с момента обращения в Роструд по урегулированию коллективных трудовых споров они не выбрали посредника.

7. С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

Источник: http://tkodeksrf.ru/ch-5/rzd-13/gl-61/st-403-tk-rf

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Комментарий к статье 403

1. Комментируемая статья сохранила свою редакцию без изменений; уточнено лишь наименование органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Посредничество является одной из примирительных процедур. Особенность этой процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф инвалиды 3 группы

Как утверждается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 , (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8), главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Далее — Рекомендации N 58.

3. Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист.

4. В международной практике различают принудительное и добровольное посредничество. При первом стороны должны участвовать в проведении переговоров, самой процедуре посредничества. При втором они рассматривают лишь предложения посредника. В соответствии с этой классификацией российскую процедуру посредничества скорее надо отнести к принудительной: законодатель предусматривает, что коллективный трудовой спор рассматривается «с участием посредника», т. е. стороны являются непосредственными участниками указанной процедуры.

5. Представители работодателя (работодателей) и работников вправе пригласить для посредничества любое лицо, не заинтересованное в исходе дела, компетентное и пользующееся доверием обеих сторон. Можно воспользоваться и услугами государственного органа, на который возложена обязанность оказывать сторонам содействие в организации примирительных процедур (см. коммент. к ст. 407).

6. В связи с тем что посредник играет значительную роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (Приложение 4 к Рекомендациям N 58), также акцентирует внимание на их личных качествах и этике поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться одной стороне без предварительного согласия другой или лица, передавшего информацию.

Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

7. Порядок привлечения посредника к рассмотрению спора Трудовым кодексом не регламентирован. Единственное требование, предусмотренное ст. 403, состоит в необходимости достижения соглашения сторон.

Соглашение должно быть достигнуто: а) относительно использования процедуры посредничества; б) относительно того, каким способом будет избран посредник (по рекомендации государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров или независимо от него); в) относительно конкретной кандидатуры; г) о порядке разрешения спора с участием посредника.

Рекомендации N 58 советуют оформить протоколом соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с будущим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

Протокол составляется представителями сторон коллективного трудового спора. Его примерная форма предусмотрена Приложением 1 к Рекомендациям N 58.

8. В том случае, когда для подбора кандидатуры посредника стороны решили обратиться к содействию государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, они выбирают посредника из списка лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников. В списке содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве кандидатов, их возрасте, образовании, месте работы, специальности и занимаемой должности, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций N 58).

9. Если в срок до 3 рабочих дней с момента обращения в государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора стороны не могут выбрать посредника, они должны приступить к созданию трудового арбитража.

10. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать их к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе (приложение 4 к Рекомендациям N 58).

Неформальный характер посредничества способствует созданию непринужденной, спокойной атмосферы конструктивного диалога.

11. Трудовой кодекс закрепляет право посредника на получение от сторон коллективного трудового спора необходимых документов и сведений, касающихся существующих разногласий.

Посредник в соответствии с Рекомендациями N 58 обладает также правом:

Проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

Предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

Подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии (п. 12 Рекомендаций).

Он обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах (п. 13 Рекомендаций).

12. На период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка (см. коммент. к ст. 405).

13. Срок деятельности посредника ограничивается 7 рабочими днями с момента его приглашения (назначения). Этот срок по соглашению сторон может быть продлен (см. коммент. к ст. 401).

14. Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе (приложение 2 к Рекомендациям N 58) фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, обращение в Службу и создание трудового арбитража).

Следует отметить, что Рекомендации N 58 (приложение 3) ориентируют стороны на продолжение примирительных процедур, т. е. обращение в Службу для создания трудового арбитража, хотя ТК допускает и двухэтапное примирение (примирительная комиссия — посредник).

Читайте так же:  Минимальная сумма досрочного погашения кредита

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-403-rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-s-uchastiem-posrednika

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к Ст. 403 ТК РФ

1. В течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут пригласить посредника, обратившись при необходимости в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (см. комментарий к ст. 407 ТК РФ) за рекомендацией кандидатуры посредника.

2. Если в течение трех рабочих дней стороны спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража, в котором порядок рассмотрения спора определяется соглашением сторон спора с участием посредника.

3. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

4. См. также Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 // Бюлл. Минтруда РФ. 2002. N 8).

Второй комментарий к Статье 403 Трудового кодекса

1. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур разрешения спора самими спорящими сторонами (их представителями), но с помощью третьего лица.

Посредник — нейтральное лицо по отношению к спорящим сторонам. Он призван постепенным снятием их разногласий оказать помощь сторонам достигнуть соглашения по разрешению трудового спора. Посредник привлекается к рассмотрению коллективного трудового спора по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. На это сторонам дается три дня после составления протокола разногласий в примирительной комиссии.

Особенность этой примирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо, которое предлагает участникам спора варианты разрешения возникшего спора. Эти варианты обсуждаются сторонами спора на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

2. Главная функция посредника — оказание помощи в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Посредник не должен оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его компетентность, объективность, беспристрастность и независимость. При этом посредник должен знать действующее законодательство, нормативные правовые акты, относящиеся к регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе норм права, относящихся к урегулированию коллективных трудовых споров.

Существенную помощь сторонам спора на этом этапе оказывают Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 37 — 45).

3. Кандидатуру посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при взаимном согласии по его кандидатуре) или же обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Следовательно, посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в качестве посредника и сотрудникам государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Нецелесообразно в качестве посредника привлекать работника организации, в которой возник спор, подлежащий рассмотрению.

4. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где оно работает, или органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров следует оформить протоколом.

Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением им среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора.

Общая продолжительность участия лица в рассмотрении коллективного трудового спора в составе примирительной комиссии, посредника и трудового арбитража не должна превышать трех месяцев в течение года.

5. Стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней — три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с участием посредника. Возможность продления срока работы посредника ст. 403 ТК РФ не предусматривает. На практике по решению представителей сторон установленный срок иногда продлевается, если есть перспектива достижения соглашения. Такое продление срока возможно в силу ч. 7 ст. 401 ТК РФ, в соответствии с которой в случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Взыскание алиментов на несовершеннолетних

6. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: либо принятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения, либо составлением протокола разногласий. Если составлен протокол разногласий, стороны переходят к следующей стадии разрешения коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной процедурой, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество при надлежащей его организации и взаимопонимании сторон спора может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

Источник: http://sttkrf.ru/403

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

СТ 403 ТК РФ.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией
протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о
рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия
сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из
сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении
коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного
трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать
кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут
обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган
по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны
коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они
приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется
соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от
них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на
локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях
социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника
и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в
письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к Ст. 403 Трудового кодекса РФ

1. Переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника стороны должны провести не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника они заключают соответствующее соглашение и в срок не более двух рабочих дней согласовывают его кандидатуру.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Федеральную службу по труду и занятости с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам этой Службы.

2. Как и при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии, стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

3. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Сведения, которые становятся известными посреднику в процессе рассмотрения конкретного спора, должны носить для него конфиденциальный характер. Они не подлежат разглашению.

4. Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников коллективного трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение (от указанных выше сторон коллективного трудового спора).

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон коллективного трудового спора.

5. В целях оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат ТК РФ.

6. Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

7. На данной стадии коллективного трудового спора возможны несколько вариантов развития ситуации:

а) стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

б) одна из сторон отказалась от применения данной примирительной процедуры (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

в) сторонам удалось урегулировать спор с помощью посредника;

г) посреднику не удалось примирить стороны, они не нашли даже с его помощью взаимоприемлемого решения (сторонам приходится приступать к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже).

Источник: http://www.trudkod.ru/chast-5/razdel-13/glava-61/st-403-tk-rf

Порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника

Порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Источник: http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/poryadok-razresheniya-kollektivnogo-trudovogo-16972.html

Нюансы рассмотрения коллективных трудовых споров с участием посредника и прочими инстанциями

Если два человека делают одно дело, то они всегда могут не соглашаться в чем-то друг с другом, ссориться и спорить. И особенно, если один эту работу делает, а другой ее выдает, а затем контролирует и принимает результат.

Читайте так же:  Долги по кредитам что делать

Последний вариант так вообще кладезь для различных конфликтов. О конфликтах этих непримиримых соперников пойдет речь в настоящей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-50-73 . Это быстро и бесплатно !

Между кем возникает трудовой спор?

Такие вопросы урегулированы главой 61 Трудового кодекса Российской федерации (далее по тексту – ТК РФ).

Он возникает между тружеником и тем лицом, которое для выполнения этого труда его привлекает. Но тут не все так просто. Представим себе двух человек, энергично выясняющих отношения путем диспута. Это еще не наш вариант. Это обычный трудовой спор между тружеником и его старшим наставником.

А если участников много, то это уже трудовой конфликт коллективный.

Какие стороны принимают участие в разбирательстве?

  1. Все зависит от масштабов противостояния. Например, подразделения в одной компании выясняют отношения из-за того, что не могут вести совместную деятельность в комфортных для труда условиях. Это соответствует коллективному трудовому конфликту, который не выходит за пределы отдельно взятого предприятия.

Сторонами такого конфликта выступают:

  • труженики, либо представители, которым они доверили отстаивать свои интересы (например, профсоюз, или отдельный труженик, либо группа тружеников, избранных для представления интересов на общем собрании всего коллектива);
  • директор компании, или работники, которых он «бросил под танки», то есть, обязал представлять интересы компании приказом, или уполномочил на основании доверенности.
  • А вот если конфронтация происходит между двумя, отдельно взятыми предприятиями, то это уже соответствует коллективному конфликту, который выходит за пределы одной компании.
  • Сторонами (субъектами) данного конфликта выступают:

    • профсоюзы и их объединения;
    • объединения работодателей.

    Рассмотрение коллективного конфликта разными инстанциями

    Понятно, что никакой конфликт не может тянуться бесконечно. Но ведь и не обязательно ждать, когда стороны выдохнутся. Для этого, чтобы сократить существование конфронтации во времени, были созданы и закреплены законодательно те, кто должен способствовать примирению сторон и поиску золотой середины и их разногласиях.

    Так кто же подводит стороны к финишу их конфликта в виде подписанного их представителями соглашения? Есть три варианта процедур и три, своего рода, судьи, по урегулирование конфликта:

    • примирительной комиссией;
    • с участием посредника;
    • в трудовом арбитраже.

    Однако, эти варианты не равнозначны и интересным образом соотносятся между собой. О том, кто именно рассматривает коллективные трудовые споры, читайте здесь.

    Примирительная комиссия

    Примирительная комиссия должна появиться на протяжении двух дней с момента возникновения конфликта (здесь и далее идет речь о рабочих днях). Ее образуют представители обеих сторон конфликта. Обязательным условием является принцип равноправности, означающий равенство численности представителей.

    С реализации этого варианта начинается рассмотрение коллективного конфликта. Использование сторонами данной процедуры является обязательным, а ТК РФ запрещено совершать действия, свидетельствующие об их уклонении от работы указанной комиссии.

    После своего создания указанной комиссии необходимо рассмотреть конфликт на протяжении трех дней. В результате деятельности комиссии рождается протокол, который содержит конкретные договоренности сторон. Если по части конфликтных вопросов согласие достигнуто, а по части – нет, формируется протокол разногласий.

    Если по итогам деятельности комиссии конфликт не урегулирован – стороны вправе двигаться дальше по процедуре привлечения посредников, либо образования трудового арбитража. При любом варианте стороны конфликта должны заключить предварительное соглашение о выборе применяемой процедуры.

    Посредник

    Теперь о рассмотрении коллективных трудовых споров с участием посредника. Им может быть любой независимый специалист. Его вправе привлечь стороны или Федеральная служба по труду и занятости. Это процедура не является обязательной.

    Она используется только при одновременном существовании ряда факторов:

    • примирительная комиссия разрешила конфликта безрезультатно;
    • стороны приняли решение о приглашении специалиста;
    • заключено соответствующее соглашение по вопросу утверждения такой кандидатуры.

    Все перечисленные события должны уложиться в три дня.

    Посредник должен урегулировать разногласия, оставшиеся после прохождения предыдущей инстанции. Срок рассмотрения конфликта два рабочих дня. Результат рассмотрения опять же протокол. Его подписывают стороны и посредник.

    Трудовой арбитраж

    Трудовой арбитраж — орган временный, который рассматривает конфликт. Он рождается сторонами конфликта и государственным органом по урегулированию таких конфликтов. Срок его рождения не более трех рабочих дней после завершения урегулирования конфликта примирительной комиссией или посредником.

    Есть обязательные случаи создания данного арбитража. Например, как это установлено статьей 413 ТК РФ, если для разрешения такого конфликта запрещено проводить забастовку.

    Срок урегулирования конфликта на данной стадии опять же два дня. Результатом урегулирования конфликта здесь выступает решение арбитража, подписанное арбитрами.

    Конечным этапом и крайней мерой урегулирования коллективного конфликта является забастовка, в ходе которой, как правило, работодатель вынужден уступить труженикам.

    Права и обязанности субъектов

    Основными правами стороны коллективного конфликта считаются права на формирование примирительных органов, участие в их деятельности, в формировании конечного результата работы данных органов.

    Эти права, соответственно, корреспондируются с обязанностями второй стороны воздержаться от уклонения от полноценной деятельности в рамках перечисленных выше процедур. Отдельно законодатель выделяет обязанности участников конфликта на протяжении забастовки.

    В это время стороны обязаны обеспечить:

    1. порядок в общественных местах;
    2. целостность и неприкасаемость собственности компании и тружеников;
    3. безостановочность функционирования оборудования компании, если следствием его остановки может выступать опасность для жизни и здоровью людей.

    Таким образом, участники коллективного конфликта наделены достойным инструментарием для того, чтобы суметь достойно выйти из этой ситуации и плодотворно этот конфликт разрешить.

    Вероятно, им следует, применяя все возможные механизмы урегулирования конфликта, не забывать еще и двигаться навстречу друг другу, а не только упираться в безоговорочное отстаивание собственной позиции. И тогда коллективный трудовой спор будет обречен на недолгое существование.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему — позвоните прямо сейчас:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://moepravo.guru/trudovye-spory/kollektivnye/storony.html

    Трудовые споры с участием посредника
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here