Трудовые споры и проведение забастовок

Ответы профессионалов по теме: "Трудовые споры и проведение забастовок" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2021 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Право на забастовку, организация и проведение забастовок

Право на коллективные трудовые споры и забастовку — конституционное право граждан. Коллективный трудовой спор — это возникающие в организациях и на иных уровнях социально-партнерских отношений неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии нормативных актов о труде (ст. 398 ТК РФ). Не является коллективным трудовым спором, например, случай невыплаты или неполной выплаты заработной платы всем или большинству работников организации.

Возникновению коллективного трудового спора предшествует выдвижение коллективных требований работниками, объединениями работников. Требования, выдвинутые работниками, утверждаются на собрании (конференции) работников. Они направляются работодателю. Момент начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Для содействия в разрешении коллективных трудовых споров создана Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Это система государственных органов, которые осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формируют списки трудовых арбитров, проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора (примирительные процедуры) состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Судом коллективные трудовые споры не разрешаются.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора. При недостижении согласия в примирительной комиссии составляют протокол разногласий и продолжают его разрешение. Стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации, которые передаются сторонам этого спора для принятия согласованного решения.

Право работников на забастовку рассматривается как способ разрешения коллективного трудового спора. Это коллективное право работников, которое может быть реализовано ими на уровне объединения работников организации, филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации. Объединения работников не обособленных структурных подразделений организации (цехов, отделов, служб, лабораторий, кафедр, групп и т. п.) таким правом не обладают. Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения). О предстоящей забастовке работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней.

Источник: http://bstudy.net/742130/pravo/kollektivnye_trudovye_spory_poryadok_razresheniya_pravo_zabastovku_organizatsiya_provedenie_zabastovok

Схема. Трудовой кодекс. Забастовка

Схема. Трудовой кодекс. Забастовка

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/5521326/

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Согласно ст. 409 ТК РФ, если

  1. примирительные процедуры, предусмотренные ТК РФ, не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406) либо
  2. работодатель (представители работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408), или
  3. работодатель не исполняет решение трудового арбитража,

то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным . Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора (ст. 410 ТК РФ).

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 от общего числа работников (конференция — не менее 2/3 делегатов конференции ).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Читайте так же:  Трудоустройство по внешнему совместительству

Решение считается принятым , если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка . При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней . О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней .

В решении об объявлении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников (забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки);
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы власти и местного самоуправления, орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

  1. в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
  2. в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных , военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  3. в правоохранительных органах ;
  4. в организациях (их подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования , на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  5. в организациях (их подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней , а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней .

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/zabastovka-kak-sposob-razresheniya-kollektivnogo-trudovogo-spora

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Характеристика забастовки как временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Особенность ограничение права на забастовку федеральным законом.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 28.04.2015
Размер файла 14,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Выполнил: Любаев А.В. 43 гр.

Преподаватель: Столярова Е.В.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Признаками забастовки являются:

1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей;

2) временный характер такого отказа;

3) добровольный характер такого отказа;

4) его цель — разрешение коллективного трудового спора.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Согласно ст. 409 ТК РФ, если примирительные процедуры, предусмотренные ТК РФ, не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406) либо работодатель (представители работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408), или работодатель не исполняет решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Читайте так же:  Какие документы нужны при увольнении пенсионера

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора (ст. 410 ТК РФ).

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 от общего числа работников (конференция — не менее 2/3 делегатов конференции).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. забастовка работник трудовой коллективный

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 5 рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

1. перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

2. дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников (забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки);

3. наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

4. предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы власти и местного самоуправления, орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

1. в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

2. в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

3. в правоохранительных органах;

4. в организациях (их подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

5. в организациях (их подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Забастовка как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Роль профсоюзов в организации забастовки, порядок объявления и процесс ее проведения.

реферат [28,8 K], добавлен 08.04.2014

Понятие, предмет коллективного трудового спора, его виды и стороны. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, в трудовом арбитраже и с участием посредника. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 20.11.2013

Определение забастовки в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», порядок ее объявления и гарантии работникам. Мера ответственности за принуждение к участию в стачке. Понятие незаконных забастовок.

контрольная работа [152,6 K], добавлен 29.04.2011

Защита трудовых прав работников в трудовых судах. Забастовка как ультимативное действие трудового коллектива, выражающееся во временном добровольном отказе работников от выполнения трудовых обязанностей. Процедуры разрешения коллективного трудового спора.

реферат [18,3 K], добавлен 25.10.2011

Понятия и стороны коллективного трудового спора. Причины и условия его возникновения. Порядок разрешения трудового спора между работниками или их представителями и работодателем. Примирительные процедуры. Право на забастовку. Ее основные признаки.

Читайте так же:  Уволили военная ипотека

контрольная работа [106,4 K], добавлен 01.05.2016

Примирительные процедуры в ходе коллективного трудового спора. Гарантии представителей сторон в связи с разрешением коллективного трудового спора. Порядок организации и проведения забастовок. Правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 13.10.2010

Анализ разногласий между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан. Возникновение коллективного трудового спора. Рассмотрение требований работников. Примирительные процедуры. Право на забастовку.

презентация [506,3 K], добавлен 19.04.2015

Понятие и классификация трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством России. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде. Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективного трудового спора. Право на забастовку.

контрольная работа [35,3 K], добавлен 21.01.2013

Разногласия между работодателем и работником по вопросам регулирования трудовых отношений. История возникновения трудовых споров. Рассмотрение и варианты разрешения коллективных трудовых споров. Забастовка как способ разрешения трудового спора.

презентация [176,6 K], добавлен 16.12.2016

Исследование основных нормативно-правовых актов, которые закрепляют сроки, используемые на всех стадиях разрешения коллективного трудового спора. Защита нарушенных прав и законных интересов нанимателя и работников в сфере социально-трудовых отношений.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/law/00546884_0.html

Изменен порядок разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок. Достигнута ли цель?

Автор: Елена Герасимова

«Изменен порядок разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок. Достигнута ли цель?»

22 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» № 334-ФЗ , направленный на облегчение ряда норм и процедур, регулирующих разрешение коллективных трудовых споров и проведение забастовок.

Право на забастовку предусмотрено в ряде международных актов и рассматривается в качестве одного из фундаментальных прав человека. Оно прямо закреплено в п. 1 ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. («…d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны»). Не будучи прямо названным в актах Международной организации труда (МОТ), всеми органами МОТ оно признается в качестве неотъемлемой составляющей права на объединение, а именно — права профсоюзов организовывать свою деятельность, предусмотренного в ст. 3 Конвенции МОТ № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы 1948 г. За годы работы Комитет по свободе объединения Административного Совета МОТ и Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций разработали систему принципов и норм, касающихся реализации права на забастовку. Право работников на забастовку также установлено в п. 4 ст. 6 Европейской социальной хартии 1996 г. , международных договорах регионального характера.

Право на забастовку закреплено в конституциях либо законах подавляющего большинства стран мира. Конституция РФ гарантирует право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку в ч. 4 ст. 37. Таким образом, Конституция РФ гарантирует само право, а порядок его реализации регламентируется федеральным законодательством, а именно — главой 61 ТК РФ. При определении подходов к регулированию разрешения коллективных трудовых споров интересы сторон трудовых отношений сталкиваются особенно остро, и, безусловно, необходим поиск компромисса. Однако установленный вариант регулирования вряд ли можно признать компромиссным: при принятии ТК РФ возобладала тенденция ограничения возможности использовать коллективные трудовые споры и забастовки для разрешения разногласий; при внесении в него изменений в 2006 г. она только усилилась. Установленные законодательством процедуры уже в течение многих лет оцениваются практиками и экспертами как излишне сложные и зарегламентированные, носящие запретительный характер. Но дело не только в самих нормах, но и в том, как они применяются.

Уже к середине 1990-ых годов в судах сложилась устойчивая практика признания подавляющего числа забастовок незаконными. Кроме того, в последние годы, во время трудовых конфликтов стали использоваться практики оказания давления на работников, в том числе со стороны правоохранительных органов. Стало все заметнее проявляться стремление не разрешить, а подавить конфликт. В ответ на такие практики для отстаивания своих прав и интересов работники стали использовать нетривиальные, порой экзотические формы протестов, не регулируемые законодательством: голодовки, совместное демонстративное изучение коллективного договора, перекрытия дорог и т.п. Другим, менее видимым, но, думается, более опасным последствием является то, что подавляемые конфликты не разрешаются, а накапливаются, препятствуя конструктивно развиваться трудовым отношениям в организациях.

Эта проблема долгое время не признавалась на официальном уровне, но в последние годы ее, наконец, увидели, признали необходимость изменения ситуации.

Федеральный закон № 334-ФЗ является ответом на сформировавшийся в обществе запрос на упрощение процедур разрешения коллективных трудовых споров и проведения забастовок. Но насколько закон решает эту проблему, сможет ли он изменить ситуацию, при которой проведение законной забастовки является практически невозможным?


Прежде всего, отметим, что никаких принципиальных изменений в подходах к разрешению конфликтов, не произошло. Внесенные поправки касаются нескольких групп вопросов.

Во-первых, сокращены сроки различных шагов и процедур в ходе возбуждения и разрешения коллективного трудового спора, объявления и проведения забастовки. Как и ранее, стороны сохраняют право продлить сроки проведения примирительных процедур, решение о продлении срока должно оформляться протоколом, подписываемым сторонами спора (ч. 7 ст. 401 ТК РФ).

Законодатель изменил подход к установлению сроков: для большинства действий сторон и процедур вводится дифференциация сроков по продолжительности в зависимости от уровня, на котором возникает коллективный трудовой спор: более короткие сроки на локальном уровне, более длительные — на более высоких уровнях социального партнерства.
Срок рассмотрения работодателем (объединением работодателей) требований, выдвигаемых работниками для возбуждения коллективного трудового спора, сокращается с трех до двух рабочих дней на локальном уровне и с месяца до трех недель – на иных уровнях (ст. 400 ТК РФ). Срок создания примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ) на локальном уровне сокращается с трех до двух рабочих дней, на других уровнях остается прежними (три дня). Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией вместо пяти рабочих дней будет осуществляться на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях – в течение прежних пяти рабочих дней.

Читайте так же:  Производственные травмы ампутация

Процедура принятия решения о разрешении спора с участием посредника и в трудовом арбитраже разделяется законом на два отдельных этапа: принятие решения об использовании процедуры и, соответственно, согласование кандидатуры посредника, формирование состава арбитража. Переговоры о рассмотрении спора с участием посредника должны быть (в обязательном порядке — ч. 1 ст. 403 ТК РФ) проведены не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Таким образом, само обсуждение возможности приглашения посредника становится обязательным этапом. При недостижении согласия относительно привлечения посредника, стороны переходят к обсуждению вопроса о рассмотрении спора в трудовом арбитраже. Если же решение об участии посредника принимается, оно должно быть оформлено отдельным документом, а на согласование его кандидатуры сторонам предоставляется еще два рабочих дня (ч. 2 ст. 403 ТК РФ). Срок рассмотрения спора посредником, вместо ранее установленных семи рабочих дней, спор составляет теперь соответственно три и пять рабочих дней на локальном и иных уровнях (ч. 5 ст. 403 ТК РФ).

Что касается трудового арбитража, то на следующий день после подписания протокола разрешения спора с участием посредника проводятся переговоры о создании трудового арбитража и обязательности его решений; затем, в случае положительного решения, в течение соответственно двух или четырех рабочих дней (в зависимости от уровня) определяется состав трудового арбитража. Продолжительность рассмотрения спора в трудовом арбитраже сокращается для локального уровня с пяти до трех рабочих дней, для иных уровней остается в пределах ранее установленных пяти дней (ч. 5 ст. 404 ТК РФ).

Изменения различных сроков касаются и процедур объявления и проведения забастовки. В России всегда действовал десятидневный срок предупреждения работодателя о забастовке, который позволял работодателю или прокурору, обладающим правом на обращение в суд с требованием о признании забастовки незаконной, подать соответствующее исковое заявление, а суду — успеть либо вынести определение о приостановлении забастовки, либо рассмотреть дело по существу и признать забастовку незаконной. В результате проведение законной забастовки в большинстве случаев оказывалось невозможным. В новой редакции ТК РФ срок предупреждения работодателя о забастовке сокращен до пяти рабочих дней на локальном уровне и семи рабочих дней на иных уровнях (ч. 8 ст. 410 ТК РФ). Снижен и максимальный срок, на который решением суда может быть отложена забастовка: с 30-и до 15-и дней (ч. 7 ст. 413 ТК РФ).

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, теперь должен определяться сторонами не в течение пяти дней с момента принятия сторонами решения о проведении забастовки, а в течение трех дней (ч. 5 ст. 412 ТК РФ).

Срок предупреждения о предстоящей предупредительной забастовке сокращен с пяти календарных соответственно до двух рабочих и четырех календарных дней, а ограничение стартовых сроков проведения предупредительной забастовки (в предыдущей редакции: «после пяти дней работы примирительной комиссии») заменяется на ограничение периодом («в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией» (ч. 6 ст. 410 ТК РФ)). Срок предупреждения о возобновлении забастовки сокращен с трех до двух дней (ч. 2 ст. 411 ТК РФ).

Таблица. Сроки рассмотрения требований и разрешения коллективного трудового спора в новой и старой редакции ТК РФ

Источник: http://www.top-personal.ru/lawissue.html?2070

Статьи: Трудовые протесты

Порядок разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок изменен. Достигнута ли цель?

Елена Герасимова,

доцент НИУ Высшая школа экономики,

директор Центра социально-трудовых прав,

кандидат юридических наук

22 ноября 2011 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» №334-ФЗ[1], направленный на облегчение ряда норм и процедур, регулирующих разрешение коллективных трудовых споров и проведение забастовок.

Право на забастовку предусмотрено в ряде международных актов и рассматривается в качестве одного из фундаментальных прав человека. Оно прямо закреплено в п. 1 ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г . («… d ) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны»). Не будучи прямо названным в актах Международной организации труда (МОТ), всеми органами МОТ оно признается в качестве неотъемлемой составляющей права на объединение, а именно — права профсоюзов организовывать свою деятельность, предусмотренного в ст.3 Конвенции МОТ № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы 1948 года. За годы работы Комитет по свободе объединения Административного Совета МОТ и Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций разработали систему принципов и норм, касающихся реализации права на забастовку. Право работников на забастовку также установлено в п. 4 ст. 6 Европейской социальной хартии 1996 года[2], международных договорах регионального характера.

Право на забастовку закреплено в конституциях либо законах подавляющего большинства стран мира. Конституция РФ гарантирует право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку в ч. 4 ст. 37. Таким образом, Конституция РФ гарантирует само право, а порядок его реализации регламентируется федеральным законодательством, а именно — главой 61 ТК РФ. При определении подходов к регулированию разрешения коллективных трудовых споров интересы сторон трудовых отношений сталкиваются особенно остро, и, безусловно, необходим поиск компромисса. Однако установленный вариант регулирования вряд ли можно признать компромиссным: при принятии ТК РФ возобладала тенденция ограничения возможности использовать коллективные трудовые споры и забастовки для разрешения разногласий; при внесении в него изменений в 2006 году она только усилилась. Установленные законодательством процедуры уже в течение многих лет оцениваются практиками и экспертами как излишне сложные и зарегламентированные, носящие запретительный характер. Но дело не только в самих нормах, но и в том, как они применяются.

Читайте так же:  Частный займ где можно взять деньги

Уже к середине 1990-ых годов в судах сложилась устойчивая практика признания подавляющего числа забастовок незаконными. Кроме того, в последние годы, во время трудовых конфликтов стали использоваться практики оказания давления на работников, в том числе со стороны правоохранительных органов. Стало все заметнее проявляться стремление не разрешить, а подавить конфликт. В ответ на такие практики для отстаивания своих прав и интересов работники стали использовать не тривиальные,, порой экзотические формы протестов, не регулируемые законодательством, – голодовки, совместное демонстративное изучение коллективного договора, перекрытия дорог и т.п. [3]. Другим, менее видимым, но, думается, более опасным последствием является то, что подавляемые конфликты не разрешаются, а накапливаются, препятствуя конструктивно развиваться трудовым отношениям в организациях.

Эта проблема долгое время не признавалась на официальном уровне, но в последние годы ее, наконец, увидели, признали необходимость изменения ситуации.

Федеральный закон №334-ФЗ является ответом на сформировавшийся в обществе запрос на упрощение процедур разрешения коллективных трудовых споров и проведения забастовок. Но насколько закон решает эту проблему, сможет ли он изменить ситуацию, при которой проведение законной забастовки является практически невозможным?

Прежде всего, отметим, что никаких принципиальных изменений в подходах к разрешению конфликтов, не произошло. Внесенные поправки касаются нескольких групп вопросов.

Во-первых, сокращены сроки различных шагов и процедур в ходе возбуждения и разрешения коллективного трудового спора, объявления и проведения забастовки. Как и ранее, стороны сохраняют право продлить сроки проведения примирительных процедур, . решение о продлении срока должно оформляться протоколом, подписываемым сторонами спора (ч.7 ст.401 ТК РФ).

Законодатель изменил подход к установлению сроков: для большинства действий сторон и процедур вводится дифференциация сроков по продолжительности в зависимости от уровня, на котором возникает коллективный трудовой спор: более короткие сроки на локальном уровне, более длительные — на более высоких уровнях социального партнерства.

Срок рассмотрения работодателем (объединением работодателей) требований, выдвигаемых работниками для возбуждения коллективного трудового спора, сокращается с трех до двух рабочих дней на локальном уровне и с месяца – до трех недель – на иных уровнях (ст.400 ТК РФ). Срок создания примирительной комиссии (ст.402 ТК РФ) на локальном уровне сокращается с трех до двух рабочих дней, на других уровнях остается прежними (три дня). Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией вместо пяти рабочих дней будет осуществляться на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях – в течение прежних пяти рабочих дней.

Процедура принятия решения о разрешении спора с участием посредника и в трудовом арбитраже разделяется законом на два отдельных этапа: принятие решения об использовании процедуры и соответственно согласование кандидатуры посредника, формирование состава арбитража. Переговоры о рассмотрении спора с участием посредника должны быть (в обязательном порядке — ч.1 ст.403 ТК РФ) проведены не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Таким образом, само обсуждение возможности приглашения посредника становится обязательным этапом. При недостижении согласия относительно привлечения посредника, стороны переходят к обсуждению вопроса о рассмотрении спора в трудовом арбитраже. Если же решение об участии посредника принимается, оно должно быть оформлено отдельным документом, а на согласование его кандидатуры сторонам предоставляется еще два рабочих дня (ч.2 ст.403 ТК РФ). Срок рассмотрения спора посредником вместо ранее установленных семи рабочих дней спор составляет теперь соответственно три и пять рабочих дней на локальном и иных уровнях (ч.5 ст.403 ТК РФ).

Что касается трудового арбитража, то на следующий день после подписания протокола разрешения спора с участием посредника проводятся переговоры о создании трудового арбитража и обязательности его решений; затем, в случае положительного решения, в течение соответственно двух или четырех рабочих дней (в зависимости от уровня) определяется состав трудового арбитража. Продолжительность рассмотрения спора в трудовом арбитраже сокращается для локального уровня с пяти до трех рабочих дней, для иных уровней остается в пределах ранее установленных пяти дней (ч.5 ст.404 ТК РФ).

Изменения различных сроков касаются и процедур объявления и проведения забастовки. В России всегда действовал десятидневный срок предупреждения работодателя о забастовке., который позволял работодателю или прокурору, обладающим правом на обращение в суд с требованием о признании забастовки незаконной, подать соответствующее исковое заявление, а суду — успеть либо вынести определение о приостановлении забастовки, либо рассмотреть дело по существу и признать забастовку незаконной. В результате проведение законной забастовки в большинстве случаев оказывалось невозможным. В новой редакции ТК РФ срок предупреждения работодателя о забастовке сокращен до пяти рабочих дней на локальном уровне и семи рабочих дней на иных уровнях (ч.8 ст.410 ТК РФ). Снижен и максимальный срок, на который решением суда может быть отложена забастовка, с 30 до 15 дней (ч.7 ст.413 ТК РФ).

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, теперь должен определяться сторонами не в течение пяти дней с момента принятия сторонами решения о проведении забастовки, а в течение трех дней (ч.5 ст.412 ТК РФ). [4]

Срок предупреждения о предстоящей предупредительной забастовке сокращен с пяти календарных соответственно до двух рабочих и четырех календарных дней, а ограничение стартовых сроков проведения предупредительной забастовки (в предыдущей редакции: «после пяти дней работы примирительной комиссии») заменяется на ограничение периодом («в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией» (ч.6 ст.410 ТК РФ)). Срок предупреждения о возобновлении забастовки сокращен с трех до двух дней (ч.2 ст.411 ТК РФ).

Сроки рассмотрения требований и разрешения коллективного трудового спора в новой и старой редакции ТК РФ [5]

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://trudprava.ru/expert/article/protestart/718

Трудовые споры и проведение забастовок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here