Трудовой кодекс рф это кратко

Ответы профессионалов по теме: "Трудовой кодекс рф это кратко" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 — 231)

Раздел X. Охрана труда

ГАРАНТ:

См. схему «Охрана труда»

См. комментарии к разделу X

  • Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • Глава 34. Требования охраны труда (ст.ст.211 — 215)
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Глава 35. Организация охраны труда (ст.ст. 216 — 218)
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 — 231)
    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
>
Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/b89690251be5277812a78962f6302560/

Трудовой кодекс РФ (общая характеристика)

Важнейшим источником трудового права является Тру­довой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ — четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд.

Вто­рой КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от пер­вого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кро­ме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменял­ся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Зако­ном от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответст­вии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была до­полнена гл. 1П-А о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исклю­чены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существен­ное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 нояб­ря 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Консти­туции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, пред­ставительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам их ведения — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 про­центов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих ны­нешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение соци­ально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уров­не организации, как индивидуальных, так и коллективных, рас­ширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функ­ции трудового права.

Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организа­ции и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его прак­тического применения.

Читайте так же:  Закрытие военной ипотеки

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, яв­ляется именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содейст­вии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых кол­лективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных ка­тегорий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятель­ные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федераль­ные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправле­ния и локальные, принятые в организации, должны соответство­вать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Прези­дента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны про­тиворечить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федераль­ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе­деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст­вующих изменений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9004 —

| 7277 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_262519_trudovoy-kodeks-rf-obshchaya-harakteristika.html

Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ — это свод законов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником. Трудовой кодекс обязателен для соблюдения на всей территории РФ. Нормы трудового кодекса РФ распространяются равным образом как на служащих государственных и муниципальных учреждений, так и на сотрудников коммерческих структур.

Действующий трудовой кодекс РФ был принят 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс РФ включает 6 частей. Трудовой кодекс охватывает все уровни взаимодействия работника и работодателя. В Трудовом кодексе четко прописаны права и обязанности участников трудового взаимодействия: работодателя и работника.

Трудовой кодекс РФ на Superjob.ru

Знание Трудового Кодекса — насущная необходимость любого человека, независимо от его положения и занимаемой должности. Знание трудового кодекса поможет работнику грамотно отстоять свои права и интересы, а работодателю — корректно составить трудовой договор.

На нашем сайте мы приводим полный текст действующего Трудового кодекса РФ.

Для максимального удобства поиска Трудовой кодекс представлен в виде оглавления. Для получения интересующей Вас информации выберите нужную главу.

Трудовой кодекс принят
Государственной Думой 21 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ,
от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ,
от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ,
от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.02.2008 № 13-ФЗ,
от 22.07.2008 № 157-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ,
от 07.05.2009 № 80-ФЗ, от 17.07.2009 № 167-ФЗ, от 24.07.2009 № 206-ФЗ,
от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,
от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ, от 29.12.2010 № 437-ФЗ,
от 17.06.2011 № 146-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 238-ФЗ,
от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,
от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ,
от 22.11.2011 № 334-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 353-ФЗ,
от 29.02.2012 № 16-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ, от 23.04.2012 № 35-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.03.2005 № 3-П,
Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № ,
от 03.11.2009 № 1369-О-П,
Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 № 28-П)

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Источник: http://www.superjob.ru/trudovoj-kodeks/

Трудовой кодекс: общая хар-ка

Трудовой кодекс является базовым актом отрасли ТП, он принят 30 дек 2001 г, встул в действие с первого февраля 2002 года, он обладает приоритетным значение по сравнению с другими федеральными законами.

Нормы ТП, содержащиеся в иных фз должны соответствовать фед законам если вновь принятый фз содержит нормы трудового права противоречащий трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

Трудовой кодекс содержит 424 статьи, он определяет содержание всех институтов трудового права, содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы трудового регулирования, определяет правовое положение работника и работодателя. Юридическое значение – 1) в действующем ТК улучшена структура основного документа – в каждом разделе присутствует глава об общих положениях, которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии, что облегчает пользование нормативных актов, а также его толкование.

Читайте так же:  Общественный инспектор по охране труда на предприятии

При подготовке ТК проведена кодификация трудового законодательства, в его состав включены – положения некоторых федеральных законов, подзаконных НПА, что позволило унифицировать регулирование трудовых отношений и облегчить применение ТП.

ФЗ об основах охраны труда в Рф, закон о коллективных переговоров и ряд других.

Более подробно по сравнению с прежним зак-ом регулируется некоторые аспекты трудовых отношений – рабочее время, время отдыха, мат ответственность, усилена, дифференциация трудового зак-ва, выделена спец часть, предусматривающая особенности правового регулировани трудовых отношений отдельных категорий работников.

Трудовой кодекс является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 3 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.

Любая попытка оценить Трудовой кодекс неизбежно приводит к двум выводам: во-первых, эта оценка не может быть безусловно однозначной; во-вторых, она не может основываться на одной группе критериев. Попробуем сделать это с позиций оценки социально-политического значения Кодекса, его влияния на экономику и его юридического значения.

Социально-политическое значение Трудового кодекса определяется тем, что это Кодекс компромисса, политического согласия. Достижением, с политической точки зрения, надо считать и акцент, который сделан Кодексом на создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов работников, работодателей и государства. Это позволяет сохранить трудовое право как самостоятельную отрасль права социальной защиты, его защитную функцию в обществе, вместе с тем сделать эту защиту адекватной конкретным социально-экономическим условиям (не чрезмерной, с одной стороны, и не недостаточной — с другой), т.е. придать определенную гибкость управлению трудом.

Сохранена основа трудового законодательства и основные трудовые права и гарантии работников, усилены некоторые элементы защиты трудовых прав с учетом современных экономических условий. Соблюден баланс между интересами работника и работодателя. В целом сохранены начала производственной демократии (участие в правотворческой и правоприменительной деятельности работодателя представительных органов работников).

С точки зрения влияния на экономику, разумеется, косвенного, можно говорить о снижении нагрузки на работодателя. В соответствии с положениями Трудового кодекса он более свободен в принятии решений (уже не требуется согласования с выборным профсоюзным органом). В ряде случаев снижены гарантии, которые предоставлялись за счет работодателя (например, гарантии работникам, получающим без отрыва от работы второе образование соответствующего уровня, предоставляются при наличии соглашения с работодателем). Расширены возможности заключения срочных трудовых договоров, круг оснований увольнения по инициативе работодателя. Работодатель не должен сохранять зарплату за работником, отвлекаемым на выполнение государственных или общественных обязанностей.

Останавливаясь на юридическом значении Трудового кодекса, надо отметить, что им предложено значительное число удачных правовых решений. В частности:

— улучшена структура базового акта отрасли. Она (по сравнению с КЗоТ) стала более логичной, стройной, в большей мере соответствующей теоретическим представлениям о системе трудового права и международному опыту;

— усилена дифференциация трудового законодательства (выделена специальная часть, предусматривающая особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: вахтовиков, совместителей, руководителей, педагогов и т.п.);

— при подготовке Кодекса проведена кодификация: в его состав включены положения некоторых федеральных законов, подзаконных нормативных актов, что позволило унифицировать правовое регулирование трудовых отношений и облегчить правоприменение;

— решены некоторые проблемы, возникавшие на практике. В частности, ликвидированы пробелы в отношении регулирования труда руководителей, совместителей, надомников, работников, занятых у физических лиц и на малых предприятиях. Решен вопрос о суммировании основного и дополнительного отпусков и т.п.;

— более детально регулируются многие аспекты трудовых отношений (рабочее время, время отдыха, материальная ответственность, некоторые вопросы заработной платы, трудовой договор, охрана труда, гарантии и компенсации);

— в каждом разделе есть глава «Общие положения», которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии регулирования конкретных общественных отношений. Это создает полноту регулирования и позволяет в случае пробела использовать общие принципы или положения того или иного раздела, облегчает толкование нормативного материала;

— учтены новые общественные явления (социальное партнерство, самозащита трудовых прав работников) и необходимость повысить ответственность работника за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей (ответственность за невыполнение условия об отработке определенного срока после получения образования за счет работодателя, за разглашение охраняемой законом тайны).

Вместе с тем сохранены традиции правового регулирования трудовых отношений. Устоявшиеся представления и проверенные нормы остались неизменными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_205673_trudovoy-kodeks-obshchaya-har-ka.html

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (в т. ч. в сфере охраны труда) в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

Трудовым законодательством (включая законодательство об ОТ), состоящим из ТК РФ, иных ФЗ и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

указами Президента РФ;

постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Читайте так же:  Процедура применения дисциплинарного взыскания

нормативными правовыми актами субъектов РФ;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ Т. з. относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, т. е. трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами федерального уровня, так и актами субъектов РФ.

Ст. 5 ТК РФ содержит важные положения, связанные с иерархией законов и иных нормативных правовых актов, включая законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. При этом за ТК РФ в системе актов, регулирующих трудовые отношения, закреплено значение основополагающего документа.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено в ст. 6 ТК РФ. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

Основные задачи Т. з. (определены в ст. 1 ТК РФ):

создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

по организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

Видео (кликните для воспроизведения).

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении Т. з. в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в т. ч. профсоюзному контролю) за соблюдением Т. з. (включая законодательство об ОТ) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному специальному страхованию в случаях, предусмотренных ФЗ.

В ст. 422 ТК РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до 1 февраля 2002 г. (дата введения в действие ТК РФ), подлежат приведению в соответствие с ТК РФ, а до этого согласно следующей ст. (423) названные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .


Источник: http://labor_protection.academic.ru/1578/%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95_%D0%97%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%94%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E

Трудовой кодекс РФ как кодифицированный источник (общая характеристика)

Трудово́й ко́декс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др

11. Общая характеристика ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

ФЗ от 12.01.96 г. N 10-ФЗ «О профес. союзах, их правах и гарантиях деят-ти»

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Основные права профсоюзов

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Глава IV. Защита прав профсоюзов

Глава V. Ответственность профсоюзов

Глава VI. Заключительные положения

Глава I. Общие положения

Предметом регулирования являются общественные отнош-я, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Читайте так же:  Работы не требующие разрешения на строительство

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8602 —

| 8171 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_215693_trudovoy-kodeks-rf-kak-kodifitsirovanniy-istochnik-obshchaya-harakteristika.html

Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400(424) статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например, о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

В Кодексе состоит из 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантия и компенсация».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»

Раздел IX. «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права».

Раздел XIV. «заключительные положения».Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Читайте так же:  Как правильно написать расписку о долге

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

12. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (общая характеристика).

20 октября 1995 года принят Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 5 декабря 1995 года).

1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).

2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 6).

3. Федеральным законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что служба — государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие полномочия (ст. 11).

4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).

5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной (ст. 17).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).

Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).

7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за незаконные забастовки.

В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.

8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

13. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsia.com/6x88df.html

Трудовой кодекс рф это кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here