Статья 5 закона о коммерческой тайне

Ответы профессионалов по теме: "Статья 5 закона о коммерческой тайне" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Ст.5 закона о коммерческой тайне

Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых указанным органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Читайте так же:  Как отменить алименты матери

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 148;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

При увольнении сотрудник скопировал всю адресную базу клиентов и переманил большую часть постоянных посетителей в новую организацию. Информация о разработках новой линии производства стала известна конкуренту из-за действий одного из сотрудников компании. Как? Секрет прост: его лучшие друзья работают в конкурирующей организации. Считаются ли все эти проступки разглашением коммерческой тайны? Можно ли наказать «предателя», и как оформить меру возмездия в рамках трудового законодательства? Попробуем ответить на эти вопросы.

Понятие коммерческой тайны

Трудовое законодательство устанавливает перечень документов, положений, которые в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены в каждой организации. Например, правильно заполненный график отпусков, подписанные трудовые договоры, различного рода приказы (по личному составу, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и пр.), личные карточки работников — все это должно быть у каждого работодателя. Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ обязательным локальным документом является положение о защите персональных данных работников организации, с которым все сотрудники обязаны быть ознакомлены под роспись.

Охрана конфиденциальности информации

Меры по охране конфиденциальности информации перечислены в ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля соблюдения такого порядка;
3) вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включить в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Как правило, порядок работы с информацией, представляющей коммерческую тайну, закрепляется и утверждается в локальном нормативном акте организации, например в положении о коммерческой тайне.

Положение о коммерческой тайне и порядок установкирежима коммерческой тайны в организации

Данный локальный нормативный акт разрабатывается на основе положений Закона N 98-ФЗ.

А была ли тайна?

Иногда работодатели при составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, списка обязанностей работников по защите конфиденциальной информации, допускают грубые ошибки. Довольно часто в различного рода положениях о защите коммерческой тайны встречается запрет на трудоустройство в конкурирующую компанию в течение некоторого времени после увольнения работника. Такое ограничение допустимо только в отношении определенных лиц и исключительно в случаях, установленных федеральными законами (например, ст.

64.1 ТК РФ вводит ограничения для работы бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы).
Для сотрудников, в том числе бывших, коммерческих организаций таких ограничений не установлено, поэтому даже если работник и подпишет положение о коммерческой тайне, одним из условий которого окажется запрет на работу у конкурентов, это не будет иметь никакой юридической силы, и привлечь к ответственности работника по указанному основанию будет невозможно.
Правомерность включения информации о заработной плате и системе оплаты труда — еще одна проблема при установлении перечня сведений, представляющих коммерческую тайну.

Многие работодатели относят данную информацию к коммерческой тайне. Однако, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, не относятся сведения о системе оплаты труда. Более того, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» сведения о доходах физического лица относятся к его персональным данным, в отношении которых также должен соблюдаться определенный режим конфиденциальности (ст. 86 ТК РФ).

Надбавки за работу с коммерческой тайной

Несмотря на то что Законом N 98-ФЗ такая обязанность не установлена, некоторые работодатели выплачивают сотрудникам соответствующие надбавки за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну, т.к. допуск к такой информации налагает на работника дополнительные обязательства. Поскольку порядок установления такой надбавки законодательно не описан, рекомендуется использовать правила, устанавливающие надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Например, Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

Читайте так же:  Коллекторы имеют право звонить в выходные

Ответственность за разглашение сведений,представляющих коммерческую тайну

«в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, — расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Для того чтобы увольнение было оправданным, работодатель должен соблюсти все нормы Закона N 98-ФЗ, официально (а не на словах) ввести режим защиты коммерческой тайны и доказать, что разглашаемая информация действительно относится к коммерческой тайне, которая стала известна сотруднику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а не из других источников (например, по слухам из Интернета). Данное требование предусмотрено п.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Клерк.Ру > Юридический отдел > Правовая помощь > Устав — закрытая информация?

Источник: http://warmedia.ru/%D1%81%D1%82-5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5/

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.

Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.

Конфиденциальная информация. К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.

Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.

Открытая информация. К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

Читайте так же:  Трудовые споры понятие классификация порядок рассмотрения

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

Видео (кликните для воспроизведения).

разработать правила доступа и работы со сведениями;

определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.

Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».

Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.

Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.

Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.

Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

общие положения (определение и цель составления документа);

права организации — владельца ноу-хау;

права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);

порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);

коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);

режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);

охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);

порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);

ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;

приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

Предоставление свободного доступа к секретной информации.

Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

Взлом компьютерных баз данных.

Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник: http://www.audit-it.ru/terms/agreements/kommercheskaya_tayna.html

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 6 (ред. от 18.04.2018)

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-kommercheskoj-tajne-98-fz/st-6.php

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Федеральный закон «О коммерческой тайне» (98-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 29.04.2018
  • вступила в силу 16.08.2004

Ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

Источник: http://dogovor-urist.ru/m/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5/%D1%81%D1%82_5/

42. Закон о «о коммерческой тайне». Основные положения закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ

«О коммерческой тайне»

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2)информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Читайте так же:  Работа в германии устройство

3)доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

4)разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в часть третью статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

См. текст части в предыдущей редакции

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Источник: http://studfile.net/preview/2714671/page:11/

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 5 (ред. от 18.04.2018)

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-kommercheskoj-tajne-98-fz/st-5.php

​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

​Информация, касающаяся предпринимательской деятельности и не подлежащая, по мнению её обладателя, раскрытию широкому кругу лиц, защищена законом. Она хранится и передается контролирующим органам согласно установленному регламенту.

Общая характеристика

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории РФ, создают и хранят информацию, касающуюся собственной деятельности. Она отражает сведения о:
  • финансовом положении;
  • производственных процессах;
  • управленческих технологиях.

Такие сведения признаются коммерческой тайной, т. к. их раскрытие может нанести вред предпринимательской деятельности.

Что регулирует закон

ФЗ N 98 регулирует отношения и действия, касающиеся введения, пересмотра и отмены режима КТ. Речь идёт именно о процессе сохранения ценной информации недоступной, и о мерах наказания за нарушение установленного порядка использования и передачи закрытых данных.

Данный закон регламентирует порядок предоставления субъектом такой информации в уполномоченные органы.

Текст документа

Закон состоит из ряда статей, каждая прописывает различные сферы его применения.

Статья из ФЗ N 98 Что регулирует
ст. 1 Цели и сфера действия ФЗ
ст. 2 Основные термины, применяемые в тексте Закона
ст. 4 Порядок отнесения сведений к категории коммерческой тайны и способы получения данной информации
ст. 5 Исключения, при которых данные не могут быть признаны КТ
ст. 6 Предоставление информации, содержащей коммерч. тайну
ст. 6.1 Права владельца информации, составляющей КТ
ст. 10, 11 и 13 Регламент охраны конфиденциальности сведений, содержащих КТ
ст. 14 и 15 Ответственность за нарушение положений ФЗ, отказ в передачи данных органам госвласти

В ст. 10, 11 и 13 описываются мероприятия, проводимые для защиты КТ в ходе трудовых отношений и при подаче отчетности органам госвласти.

Читайте так же:  Ежегодный отпуск инвалидам 2 группы

Что является коммерческой тайной

Закон распространяется на всю информацию, признанную КТ, независимо от типа носителя, на котором она содержится. Она может храниться на;

  • бумаге;
  • внешних и внутренних устройствах хранения;
  • оптических носителях (дисках и пр.).

К такого рода информации относят все данные, которые позволяют субъекту:

  • получать и увеличивать доход при текущих или ожидаемых обстоятельствах;
  • сокращать издержки;
  • сохранять свои позиции на занятой сфере рынка;
  • извлекать коммерческую выгоду или преимущества другого характера.

Сюда относят сведения любого вида, которые обладают:

  • коммерческой ценностью (поскольку неизвестны другим субъектам);
  • закрытостью от третьих лиц по закону.

Поскольку рыночные отношения подразумевают конкуренцию между субъектами, то доступ к сведениям, дающим преимущество, ограничивается.

Закрытая информация может быть запрошена контролирующими органами (ФНС, МВД, судом и пр.), если возникла необходимость проверить законность деятельности и достоверность отчётности предпринимателя. Но она ни в коем случае не должна быть доступна сторонним субъектам.

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Хозяйствующий субъект не может скрыть все данные. К неразглашаемым сведениям нельзя отнести те, что относятся к одной из следующих групп:
  • регистрационно-учредительные (о самом субъекте, наёмных работниках, представителях, партнёрах и пр.);
  • долговые (о задолженностях перед персоналом и проводимым соцвыплатам);
  • разрешительные (о правоустанавливающих документах, дающих возможность вести деятельность, заключать сделки и пр.);
  • административные (свидетельствующие о привлечении к ответственности);
  • отчёты об использовании бюджетных средств и имущества;
  • конкурсные (о проведённых аукционах);
  • данные о соблюдении общественной безопасности (о вредных производственных факторах и пр.);
  • сведения ограниченного характера (данные, которые не должны быть ограничены или, наоборот, раскрыты согласно законодательству);
  • статистические (перечень нанятых сотрудников, показатели доходов и расходов и т. д.).

Отдельные нюансы режима коммерческой тайны

Безотказным доступом к КТ обладают только госорганы, занимающиеся:
  • предварительным следствием;
  • дознанием;
  • судебными разбирательствами.

Сведения им передаются бесплатно. На носителях должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты субъекта.

Получить сведения, связанные с КТ, контролирующие инстанции вправе только после подачи требования о предоставлении сокрытых сведений. В направляемом запросе госорган обязан обозначить цель обращения, основание для получения информации, конкретную дату отправки и пр.

Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ

В ФЗ используется схожая терминология, что применяется в других законах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ИП.
  • коммерческая тайна — это режим неразглашения информации, дающей конкурентное преимущество;
  • контрагентом считается лицо, получившее информацию, составляющую КТ;
  • передачей КТ признается открытие доступа к закрытым сведениям согласно договоренности, достигнутой сторонами;
  • предоставление КТ — это сам процесс передачи данных от их владельца другим лицам или госорганам.
  • доступом к КТ признается факт ознакомления определённых лиц с тайной информацией, если на это было получено согласие от обладателя и будет сохранена конфиденциальность.

Охрана конфиденциальности информации

Согласно ст. 10 ФЗ N 98, для обеспечения конфиденциальности КТ обладателю таких сведений требуется:

  • составить список информации, признанной неразглашаемой;
  • обозначить перечень лиц, которые наделены доступом к информации такого рода, и прописать в трудовых соглашениях с ними пункт о соблюдении режима конфиденциальности;
  • проставить на носителях КТ соответствующие грифы;
  • подготовить алгоритмы действий по обращению и контролю за соблюдением конфиденциальности КТ.

Все перечисленные меры должны быть отражены в специальном локальном акте — Положении о коммерческой тайне. Он утверждается соответствующим приказом начальника организации, после чего считается вступившим в силу.

Соблюдение неразглашения КТ прописывается в трудовых соглашениях, заключаемых с новыми работниками (ч. 4. ст. 57 ТК). Если режим конфиденциальности пересматривается, то с уже принятыми на работу сотрудниками подписываются дополнительные соглашения (согл. ч. 3 ст. 57 ТК). Если трудящийся получил доступ к КТ, это должно быть отражено в его личной карточке.

Нарушителя могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (ст. 81 и 192 ТК);
  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • гражданско-правовой (ст. 1472 ГК);
  • уголовной (ст. 183 УК).

Все обозначенные виды ответственности не являются взаимоисключающими, наоборот, они дополняют друг друга. Не позднее 6 месяцев после обнаружения нарушения работника могут уволить в одностороннем порядке, а также запросить возмещение нанесённого им ущерба (но только прямого действительного ущерба, т. е. упущенную выгоду).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Чтобы наказать нарушителя за раскрытие закрытых данных, нужно сначала установить, какие именно сведения были признаны КТ. К примеру, в рамках производственно организационной деятельности это могут быть данные;
  • учётные (клиентские базы, условия договоров, регистры, отчётность и пр.);
  • методологические (алгоритмы ведения разного рода деятельности, применяемые субъектом);
  • технические (уже созданные или разрабатываемые технологии и иные техсредства);
  • охранные и обеспечительные (используемые способы охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Другой критерий, используемый при рассмотрении дел об утечке КТ — способ получения таких данных. Заинтересованные субъекты могут заполучить её:

  • в рамках соглашения с обладателем;
  • без договора.

Второй способ признается незаконным, поскольку он, как правило подразумевает, что:

  • не были соблюдены меры неразглашения или они были нарушены умышленно;
  • получатель знал о том, что полученные им сведения являлись КТ, но не был вправе передавать или не был наделён доступом к сокрытым данным.

Независимо от способа, благодаря которому конфиденциальность данных была потеряна и к ним получили доступ третьи лица, если на то не было получено согласие держателя, такие действия признаются незаконными.

Последние изменения

В рассматриваемый нормативный акт в 2019 году внесли ряд поправок. В новой редакции Закона убрали формулировку, согласно которой заработная плата, выплачиваемая работникам, считалась социальной выплатой.

Введение новой статьи 6.1

Добавленная статья расширила перечень прав обладателя неразглашаемой информации. Он вправе:

  • вводить и прекращать режим КТ, менять условия его действия;
  • пользоваться закрытой информацией в собственных целях;
  • давать и закрывать доступ к ней сторонним лицам;
  • требовать от лиц, наделенных правом получить сокрытые данных, сохранения условий их охраны (актуально как в отношении тех, кому сведения предоставил сам владелец, так и тех, кому она стала известна по ошибке);
  • отстаивать свои при разглашении и использовании КТ, запросить возмещение понесённых убытков.

По сути, эта статья позволяет субъекту требовать от наёмных работников и контрагентов соблюдать режим КТ и требовать покрыть убытки, возникшие в результате его нарушения.

Итак, информация считается КТ, если она даёт преимущество или раскрывает подробности осуществляемой предпринимательской деятельности. Её держатель может ограничить к ней доступ для других лиц в рамках закона. Такие сведения должны охраняться и предоставляться таким образом, чтобы они оставались втайне от других лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakonoved.su/fz-98-o-kommercheskoj-tajne-sut.html

Статья 5 закона о коммерческой тайне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here