Ст 6 закона о коммерческой тайне

Ответы профессионалов по теме: "Ст 6 закона о коммерческой тайне" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 6.1, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6.1 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Читайте так же:  Как получить алименты после суда

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в часть третью статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Источник: http://www.zakonrf.info/doc-15741904/st6/

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 6.1 (ред. от 18.04.2018)

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-kommercheskoj-tajne-98-fz/st-6.1.php

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 6 (ред. от 18.04.2018)

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-kommercheskoj-tajne-98-fz/st-6.php

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Без вести пропавший должник по алиментам

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Источник: http://www.zakonrf.info/doc-15741904/st6.1/

​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

​Информация, касающаяся предпринимательской деятельности и не подлежащая, по мнению её обладателя, раскрытию широкому кругу лиц, защищена законом. Она хранится и передается контролирующим органам согласно установленному регламенту.

Общая характеристика

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории РФ, создают и хранят информацию, касающуюся собственной деятельности. Она отражает сведения о:
  • финансовом положении;
  • производственных процессах;
  • управленческих технологиях.

Такие сведения признаются коммерческой тайной, т. к. их раскрытие может нанести вред предпринимательской деятельности.

Что регулирует закон

ФЗ N 98 регулирует отношения и действия, касающиеся введения, пересмотра и отмены режима КТ. Речь идёт именно о процессе сохранения ценной информации недоступной, и о мерах наказания за нарушение установленного порядка использования и передачи закрытых данных.

Данный закон регламентирует порядок предоставления субъектом такой информации в уполномоченные органы.

Текст документа

Закон состоит из ряда статей, каждая прописывает различные сферы его применения.

Статья из ФЗ N 98 Что регулирует
ст. 1 Цели и сфера действия ФЗ
ст. 2 Основные термины, применяемые в тексте Закона
ст. 4 Порядок отнесения сведений к категории коммерческой тайны и способы получения данной информации
ст. 5 Исключения, при которых данные не могут быть признаны КТ
ст. 6 Предоставление информации, содержащей коммерч. тайну
ст. 6.1 Права владельца информации, составляющей КТ
ст. 10, 11 и 13 Регламент охраны конфиденциальности сведений, содержащих КТ
ст. 14 и 15 Ответственность за нарушение положений ФЗ, отказ в передачи данных органам госвласти

В ст. 10, 11 и 13 описываются мероприятия, проводимые для защиты КТ в ходе трудовых отношений и при подаче отчетности органам госвласти.

Что является коммерческой тайной

Закон распространяется на всю информацию, признанную КТ, независимо от типа носителя, на котором она содержится. Она может храниться на;

  • бумаге;
  • внешних и внутренних устройствах хранения;
  • оптических носителях (дисках и пр.).

К такого рода информации относят все данные, которые позволяют субъекту:

  • получать и увеличивать доход при текущих или ожидаемых обстоятельствах;
  • сокращать издержки;
  • сохранять свои позиции на занятой сфере рынка;
  • извлекать коммерческую выгоду или преимущества другого характера.

Сюда относят сведения любого вида, которые обладают:

  • коммерческой ценностью (поскольку неизвестны другим субъектам);
  • закрытостью от третьих лиц по закону.

Поскольку рыночные отношения подразумевают конкуренцию между субъектами, то доступ к сведениям, дающим преимущество, ограничивается.

Закрытая информация может быть запрошена контролирующими органами (ФНС, МВД, судом и пр.), если возникла необходимость проверить законность деятельности и достоверность отчётности предпринимателя. Но она ни в коем случае не должна быть доступна сторонним субъектам.

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Хозяйствующий субъект не может скрыть все данные. К неразглашаемым сведениям нельзя отнести те, что относятся к одной из следующих групп:
  • регистрационно-учредительные (о самом субъекте, наёмных работниках, представителях, партнёрах и пр.);
  • долговые (о задолженностях перед персоналом и проводимым соцвыплатам);
  • разрешительные (о правоустанавливающих документах, дающих возможность вести деятельность, заключать сделки и пр.);
  • административные (свидетельствующие о привлечении к ответственности);
  • отчёты об использовании бюджетных средств и имущества;
  • конкурсные (о проведённых аукционах);
  • данные о соблюдении общественной безопасности (о вредных производственных факторах и пр.);
  • сведения ограниченного характера (данные, которые не должны быть ограничены или, наоборот, раскрыты согласно законодательству);
  • статистические (перечень нанятых сотрудников, показатели доходов и расходов и т. д.).

Отдельные нюансы режима коммерческой тайны

Безотказным доступом к КТ обладают только госорганы, занимающиеся:
  • предварительным следствием;
  • дознанием;
  • судебными разбирательствами.

Сведения им передаются бесплатно. На носителях должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты субъекта.

Получить сведения, связанные с КТ, контролирующие инстанции вправе только после подачи требования о предоставлении сокрытых сведений. В направляемом запросе госорган обязан обозначить цель обращения, основание для получения информации, конкретную дату отправки и пр.

Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ

В ФЗ используется схожая терминология, что применяется в других законах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ИП.
  • коммерческая тайна — это режим неразглашения информации, дающей конкурентное преимущество;
  • контрагентом считается лицо, получившее информацию, составляющую КТ;
  • передачей КТ признается открытие доступа к закрытым сведениям согласно договоренности, достигнутой сторонами;
  • предоставление КТ — это сам процесс передачи данных от их владельца другим лицам или госорганам.
  • доступом к КТ признается факт ознакомления определённых лиц с тайной информацией, если на это было получено согласие от обладателя и будет сохранена конфиденциальность.

Охрана конфиденциальности информации

Согласно ст. 10 ФЗ N 98, для обеспечения конфиденциальности КТ обладателю таких сведений требуется:

  • составить список информации, признанной неразглашаемой;
  • обозначить перечень лиц, которые наделены доступом к информации такого рода, и прописать в трудовых соглашениях с ними пункт о соблюдении режима конфиденциальности;
  • проставить на носителях КТ соответствующие грифы;
  • подготовить алгоритмы действий по обращению и контролю за соблюдением конфиденциальности КТ.
Читайте так же:  Автосалон взять в кредит

Все перечисленные меры должны быть отражены в специальном локальном акте — Положении о коммерческой тайне. Он утверждается соответствующим приказом начальника организации, после чего считается вступившим в силу.

Соблюдение неразглашения КТ прописывается в трудовых соглашениях, заключаемых с новыми работниками (ч. 4. ст. 57 ТК). Если режим конфиденциальности пересматривается, то с уже принятыми на работу сотрудниками подписываются дополнительные соглашения (согл. ч. 3 ст. 57 ТК). Если трудящийся получил доступ к КТ, это должно быть отражено в его личной карточке.

Нарушителя могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (ст. 81 и 192 ТК);
  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • гражданско-правовой (ст. 1472 ГК);
  • уголовной (ст. 183 УК).

Все обозначенные виды ответственности не являются взаимоисключающими, наоборот, они дополняют друг друга. Не позднее 6 месяцев после обнаружения нарушения работника могут уволить в одностороннем порядке, а также запросить возмещение нанесённого им ущерба (но только прямого действительного ущерба, т. е. упущенную выгоду).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Чтобы наказать нарушителя за раскрытие закрытых данных, нужно сначала установить, какие именно сведения были признаны КТ. К примеру, в рамках производственно организационной деятельности это могут быть данные;
  • учётные (клиентские базы, условия договоров, регистры, отчётность и пр.);
  • методологические (алгоритмы ведения разного рода деятельности, применяемые субъектом);
  • технические (уже созданные или разрабатываемые технологии и иные техсредства);
  • охранные и обеспечительные (используемые способы охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Другой критерий, используемый при рассмотрении дел об утечке КТ — способ получения таких данных. Заинтересованные субъекты могут заполучить её:

  • в рамках соглашения с обладателем;
  • без договора.

Второй способ признается незаконным, поскольку он, как правило подразумевает, что:

  • не были соблюдены меры неразглашения или они были нарушены умышленно;
  • получатель знал о том, что полученные им сведения являлись КТ, но не был вправе передавать или не был наделён доступом к сокрытым данным.

Независимо от способа, благодаря которому конфиденциальность данных была потеряна и к ним получили доступ третьи лица, если на то не было получено согласие держателя, такие действия признаются незаконными.

Последние изменения

В рассматриваемый нормативный акт в 2019 году внесли ряд поправок. В новой редакции Закона убрали формулировку, согласно которой заработная плата, выплачиваемая работникам, считалась социальной выплатой.

Введение новой статьи 6.1

Добавленная статья расширила перечень прав обладателя неразглашаемой информации. Он вправе:

  • вводить и прекращать режим КТ, менять условия его действия;
  • пользоваться закрытой информацией в собственных целях;
  • давать и закрывать доступ к ней сторонним лицам;
  • требовать от лиц, наделенных правом получить сокрытые данных, сохранения условий их охраны (актуально как в отношении тех, кому сведения предоставил сам владелец, так и тех, кому она стала известна по ошибке);
  • отстаивать свои при разглашении и использовании КТ, запросить возмещение понесённых убытков.

По сути, эта статья позволяет субъекту требовать от наёмных работников и контрагентов соблюдать режим КТ и требовать покрыть убытки, возникшие в результате его нарушения.

Итак, информация считается КТ, если она даёт преимущество или раскрывает подробности осуществляемой предпринимательской деятельности. Её держатель может ограничить к ней доступ для других лиц в рамках закона. Такие сведения должны охраняться и предоставляться таким образом, чтобы они оставались втайне от других лиц.

Источник: http://zakonoved.su/fz-98-o-kommercheskoj-tajne-sut.html

Положение о коммерческой тайне — образец 2020 года

Для чего фирме положение о коммерческой тайне

Такое положение интересно большинству современных фирм, ведь одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе является обладание компанией различными типами конфиденциальных данных самого широкого спектра.

Конфиденциальными будут прежде всего данные о собственных разработках фирмы, обуславливающие конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В распоряжении компании может быть ценная информация о конкурентах, инсайдерские данные. Их также логично отнести к коммерческой тайне.

Следует отметить, что в п. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указан перечень сведений, которые не должны составлять тайну.

К таковым относятся сведения:

  • о фирме, зафиксированные в ее учредительных документах;
  • документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • имуществе организации, если она является унитарным предприятием или госучреждением;
  • воздействии производственной деятельности фирмы на экологию, безопасность граждан;
  • численности персонала, специфике оплаты труда в организации, охране труда, вакансиях;
  • долгах работодателя перед работниками;
  • нарушениях фирмой и ее сотрудниками законодательства РФ и привлечении к ответственности за них;
  • участии фирмы в приватизации на конкурсной либо аукционной основе;
  • величине и структуре доходов и расходов, имуществе, использовании волонтерского труда, если фирма является НКО;
  • лицах, которые вправе работать от имени фирмы без доверенности;
  • иные сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу закона.

Положение о коммерческой тайне — нормативный акт, устанавливающий состав обязанностей сотрудников по ее неразглашению, а также определяющий механизмы ответственности работников за невыполнение этих обязанностей.

Если компания-работодатель понесет убытки, связанные с невыполнением теми или иными работниками обязанностей по сохранению коммерческой тайны, она получит право взыскать их с нарушителей, но только при условии, что те подписали соответствующее положение.

Положение о коммерческой тайне 2020 года: образец структуры

Законодатель не определяет и даже не рекомендует структуру данного нормативного акта. Исходя из практики менеджмента в российских компаниях, можно допустить наличие в положении о коммерческой тайне, образец 2020 года будет представлен ниже, следующих основных разделов, в которых устанавливаются:

  • общие положения;
  • сущность понятий, используемых в документе;
  • полномочия руководства фирмы в части обеспечения сохранности коммерческой тайны;
  • перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
  • порядок отнесения той или иной информации к коммерческой тайне;
  • перечень обязанностей сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны;
  • порядок доступа тех или иных лиц к коммерческой тайне;
  • механизмы защиты коммерческой тайны, действующие на предприятии;
  • механизмы ответственности сотрудников за нарушение обязательств, предусмотренных положением.
Читайте так же:  База неплательщиков алиментов

Документ может дополняться различными приложениями. В них могут фиксироваться:

  • подробные перечни сведений, формирующих коммерческую тайну;
  • персонифицированные обязательства сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть классифицированы по категориям исходя из сложившегося порядка их использования в конкретных структурных подразделениях фирмы. Руководители внутрикорпоративных подразделений должны ознакомиться с данными приложениями под расписку.

Подтвердить подписью факт ознакомления с перечнем личных обязанностей по защите коммерческой тайны, приведенным в приложении к положению, должны также работники фирмы.

Положение о коммерческой тайне заверяется руководителем фирмы. Во многих организациях также принято согласовывать его с юристом.

Где скачать актуальный в 2020 году образец положения о коммерческой тайне для ООО (АО)

Загрузить образец положения о коммерческой тайне 2020 года на предприятии вы можете на нашем портале.

Скачать образец положения о коммерческой тайне 2020 года

Итоги

Закрепить порядок обеспечения защиты коммерческой тайны на локальном уровне руководство предприятия может, разработав и утвердив специальное положение. Оно дополняется различными приложениями, более детально регламентирующими задачи сотрудников фирмы или ее структурных подразделений в части сохранности коммерческой тайны.

Ознакомиться со спецификой иных положений, применяющихся на российских предприятиях, вы можете в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/kadrovye_dokumenty_i_obrazcy/polozhenie_o_kommercheskoj_tajne_-_obrazec/

Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации – особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Читайте так же:  Устройство и работа тормозного механизма

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/186145/

Ст 6 закона о коммерческой тайне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here