Проблемы работы мвд

Ответы профессионалов по теме: "Проблемы работы мвд" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2021 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Глава МВД назвал основные проблемы полиции и критерии оценки ее работы

МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Руководитель МВД России Владимир Колокольцев в понедельник назвал основные проблемы, с которыми сталкивается отечественная полиция: среди них отдельные рецидивы «палочной системы», качество образования сотрудников и система регистрации преступлений.

Эти заявления он сделал на заседании расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел при МВД РФ. «Сегодня реформирование переходит в практическую плоскость. Именно поэтому для нас так востребовано ваше знание, профессиональный опыт, независимая и взвешенная позиция», — сказал Колокольцев.

Одной из основных проблем, которые необходимо решить в ходе работы, он назвал наведение порядка в системе учета и регистрации преступлений. «Для нас это должна быть базовая отправная точка. Многие из членов группы долгие годы работали в правоохранительных органах и понимают, что в последнее время в этой сфере, мягко говоря, накопилось достаточно проблемных вопросов. Качество нашей ведомственной статистики нуждается в серьезной доработке», — заявил министр.


Он добавил, что требует усовершенствования и сама система подачи заявлений. По мнению Колокольцева, здесь необходимы конкретные предложения, «возможно, с применением новых информационно-технических решений».

«Нам следует уделять серьезное внимание критериям оценки деятельности полиции. Как показывает практика, именно отдельные рецидивы «палочной системы» порождают многие факты нарушения законности. При этом главным оценочным критерием нашей работы должно стать общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности», — подчеркнул министр.

Также он коснулся проблем в системе подготовки кадров, и напомнил, что в 2009 году МВД отказалось от специализированных средних учебных заведений.

«Принесло ли нам это пользу» Это большой вопрос», — отметил В.Колокольцев.

Он добавил, что детального изучения требуют вопросы внедрения зарубежного опыта в подготовке полицейских кадров, и соответствия существующих стандартов и методов обучения оперативной обстановке и современным реалиям.

Источник: http://ria.ru/20120625/681508447.html

Путин раскритиковал МВД за невыполнение «базовой задачи»

МВД вполсилы

«Базовая задача, о которой мы говорили на коллегии в прошлом году, пока не решена: а это выход на качественно новый уровень работы всей системы МВД, обеспечение кардинального перелома ситуации с преступностью. Ведь именно этого ждут от вас граждане страны», — охарактеризовал работу полиции президент Владимир Путин, выступая на ежегодной коллегии МВД.

На итоговой коллегии МВД 2015 года президент говорил о необходимости улучшить работу ведомства «по всем направлениям». Полиции необходимы «кардинальный перелом, новое качество работы». Серьезное внимание следует уделять резонансным и политическим преступлениям, чтобы «избавить наконец Россию от позора и трагедий» вроде «дерзкого убийства» Бориса Немцова, объяснял год назад глава государства.

В прошедшем году зафиксирован рост числа преступлений на 9%, сообщил президент. «Может быть, это результат объективной статистики, что хорошо. Но то, что преступность растет, это плохо», — сказал Путин. По его словам, не раскрыто каждое второе преступление.

Президент высказался скептически и об антикоррупционной деятельности ведомства. По его словам, за два последних года снизилось количество преступлений коррупционной направленности, выявленных органами МВД. «Если их действительно стало меньше, то и слава богу, а если это мы с вами снизили эффективность по этому направлению, то это не та цель, к которой мы стремились», — заметил Путин. По мнению президента, надо усилить работу — не для отчетности, а для повышения доверия к власти.

По словам Путина, дополнительных усилий требует расследование экономических преступлений и рейдерства. «Ваша задача — защитить интересы государства и права граждан, в том числе тех, кто ведет свой бизнес», — указал президент, надо исключить возможность давления на предпринимателей и передела собственности. В марте состоится первое заседание специально созданной группы, анонсировал он. По сведениям РБК, это заседание состоится 23 марта.

Причина в кризисе

«Владимир Владимирович, мы действительно сократили общее количество выявляемых фактов взяточничества на 11%, но при этом наполовину увеличили количество выявляемых преступлений, совершаемых в крупном размере, тем самым сместили акценты в работе на данном направлении», — ответил на критику президента министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

В прошлом году выявлено более 111 тыс. преступлений экономической направленности, а каждое четвертое — в крупном и особо крупном размере, сообщил Колокольцев.

Задокументировано более 13 тыс. фактов взяточничества, 951 — в крупном и особо крупном размере, что на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Привлечены свыше 2 тыс. представителей органов исполнительной власти, причастных к коррупционной деятельности, 651 руководитель федерального уровня. Полицией раскрыто свыше 950 тыс. преступлений, 160 тыс. тяжких и особо тяжких, повысилась результативность раскрытия деяний прошлых лет, сказал Колокольцев.

Рост преступности, по словам Колокольцева, «носит объективный характер и связан с социально-экономическим фактором». По его словам, количество правонарушений увеличилось в основном за счет преступлений средней тяжести. Каждое четвертое криминальное деяние совершается в жилом секторе, участковые рассмотрели 12,7 млн заявлений граждан. В основном к преступлениям подталкивают социальные причины — пьянство и безработица, объяснил Колокольцев.

Проблем очень много, но МВД работает напряженно и результативно, подвел итог дискуссии президент. «Хочу вам пожелать успехов и пожелать, чтобы вы были на уровне тех задач и ожиданий, которые сопровождают вашу ежедневную работу», — завершил свое участие в коллегии Путин.

«Даже когда сотрудники МВД применяют репрессивные меры, но люди видят, что это делается в интересах всего общества, это вызывает поддержку со стороны народа, и наоборот», — охарактеризовал отношения МВД и общества президент.

Источник: http://www.rbc.ru/politics/15/03/2016/56e7e6239a79474f2c4cd10f

С чем не справилась реформа полиции

Реформа полиции 2009–2011 гг. стала ответом на множество громких должностных преступлений, произошедших в конце 2000-х. Начало возмущению положило дело майора Дениса Евсюкова, за ним последовали массовое убийство в станице Кущевской, дело приморских партизан, массовые и ставшие рутинными сообщения о пытках, увечьях и гибели задержанных в ОВД. В регионах периодически возникали стихийные протесты жителей, связанные с действиями или бездействием полиции. В этом смысле российская ситуация не отличалась от других стран, где реформы полиции тоже часто следовали за скандальными преступлениями с участием полицейских.

Разрушенная репутация и кризис управления в правоохранительных органах повлекли за собой политические решения и вылились в переименование правоохранительных органов из милиции в полицию и написание нового закона о полиции. Но новый закон не подразумевал никаких действительно серьезных организационных и кадровых нововведений. Если говорить коротко, изменение всего нескольких вещей – увеличение присутствия полицейских «на земле», децентрализация полиции, радикальное усиление информационной инфраструктуры работы полицейских – позволило бы действительно называть реформу реформой. Фактически же единственным кардинальным изменением помимо переименования милиции в полицию стало значительное увеличение финансирования органов внутренних дел. В 2011 г. бюджетные расходы на деятельность органов внутренних дел составили 340,6 млрд руб., а в 2012 г. они выросли в 2 раза до 767 млрд руб.

Читайте так же:  Минимальная уплата алиментов

Проблемы полиции попытались решить вливанием денег и увеличением зарплат. Опираясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, мы рассчитали, что до реформы (в 2011 г.) средний заработок полицейского не отличался от заработков не полицейских в стране (28 500 руб. в рублях 2017 года против 26 800 руб., но эта разница статистически незначима). Непосредственно после реформы последовало двукратное повышение окладов, и полицейские стали зарабатывать значительно больше. В 2012 г. их средние доходы стали на 60% превышать средние доходы по стране (46 600 руб. по сравнению с 29 200 руб. у не полицейских).

Источник: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/02/21/794713-reforma-politsii

Эксперты Кудрина назвали девять главных проблем российской полиции

​Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представили доклад о состоянии российской полиции. Для его подготовки они использовали не только документы и результаты различных исследований, но и эмпирические знания. Авторы доклада работали в районных и городских отделах внутренних дел, а также в двух полицейских управлениях. Они сопровождали участковых в течение рабочего дня и наблюдали за работой инспекторов по делам несовершеннолетних. Кроме того, они выходили в патрули вместе с экипажами патрульно-постовой службы.

Доверия мало

Авторы доклада констатируют: несмотря на незначительный рост уровня доверия к полиции в последние годы, россияне по-прежнему не верят, что полицейские в состоянии защитить их города или районы от преступности.

По данным опросов Левада‑Центра, которые приводятся в докладе, доля тех, кто удовлетворен работой полиции, выросла с 34% в 2012 году до 37% в 2013-м, а доля неудовлетворенных снизилась с 52 до 48%. Доля тех, кто доверяет полиции, выросла с 33 до 38%, а тех, кто не доверяет, снизилась с 61 до 56%. Но 55% респондентов считают, что полиция не способна защитить их или их семьи от преступников, и этот показатель стабилен за последние годы, говорится в докладе.

Последнее международное исследование, включавшее вопрос о доверии полиции, проводилось в России только в 2012 году, напоминают авторы доклада, и тогда уровень доверия сотрудникам внутренних дел по десятибалльной шкале составлял 3,5 балла. Больше всего доверяли полиции на тот момент в Дании и Финляндии (8 баллов), в Польше (5,3 балла), в Литве (5,5 балла). Ниже, чем в России, был только уровень доверия к украинской полиции — 2,1 балла.

Главные проблемы

Эксперты выявили девять главных проблем российской полиции, которые мешают ей развиваться и повысить уровень доверия у граждан.

По их мнению, на участковых уполномоченных полиции возложено слишком большое число непрофильных функций и обязанностей, что сильно ухудшает качество их основной работы. Службы, занятые охраной общественного порядка, в особенности участковые, перегружены бумажной работой, которая отнимает от трети до половины рабочего времени. Усугубляет ситуацию избыточное количество дублирующих друг друга проверок низовых подразделений со стороны вышестоящего руководства. Бесконечные проверки ведут к еще большему снижению эффективности полицейской работы, говорится в докладе.

За последние годы слишком сильно, как считают авторы исследования, разрослись разнообразные штабные и координирующие структуры — как внутри самого МВД, так и на уровне региональных правительств. В МВД слишком высоки расходы на содержание управленческих аппаратов и штабов, которые заняты разработкой и сбором отчетности, проверками и анализом статистики. Работа же полицейских оценивается по объему бумажной работы — рапортов, протоколов и т.д. А это, в свою очередь, привело к чрезмерной непродуктивной загруженности полицейских подразделений, которые работают «на земле».

Необходимость заполнения множества бумаг, подчеркивают эксперты КГИ, отнимает до половины времени от той самой работы, о которой им приходится отчитываться. При этом в полицейских отделах и управлениях низкий уровень использования цифровых технологий, а рабочий процесс недостаточно автоматизирован.

Отдельно авторы исследования останавливаются на «палочной системе» — системе оценки работы полицейских, при которой ее эффективность определяется количеством раскрытых уголовных дел. Правозащитники и эксперты критикуют «палочную систему» все последние годы в первую очередь потому, что она, как они считают, провоцирует полицейских фабриковать уголовные дела. «Палочные» подходы к полицейской работе применяются реже, выяснили эксперты фонда Кудрина, но она «продолжает искажать стимулы к работе и способствовать фальсификации ее результатов», говорится в докладе.

Полицейские, уверены в КГИ, загружены избыточной и непрофильной работой, а государство ненадлежащим образом исполняет свои социальные обязательства, продолжают критиковать МВД эксперты. Все это привело к сильному кадровому дефициту — в первую очередь в системе участковых уполномоченных.

Взгляд из МВД

РБК не удалось оперативно получить официальный комментарий МВД. Источник, близкий к ведомству, рассказал РБК, что исследование представителям ведомства показалось поверхностным. В частности, в МВД не согласились с выводом экспертов о низком уровне доверия россиян к полиции, поскольку большинство социологических исследований на эту тему за 2014 год показывало противоположные результаты.

«Палочная система» из-за критики общественности видоизменилась, рассказал РБК председатель московского профсоюза полиции Михаил Пашкин. В полиции, говорит Пашкин, появилась так называемая перспектива, то есть перспективное планирование раскрытия преступлений. «Как она работает: в конце квартала и в конце года начальника отделения вызывает руководитель окружного следственного управления и спрашивает, сколько тот направит в суд дел по разбоям. Если тот не дает ответа, ему сообщают: за аналогичный период прошлого года у тебя было десять дел, значит, в этом квартале пиши 11. И так по цепочке до МВД, которое согласовывает общую «перспективу» по направлениям работы», — говорит Пашкин.

В целом Пашкин согласен с выводами экспертов КГИ. Он считает, что исправить ситуацию в полиции можно в том случае, если главным критерием эффективности работы станет мнение населения. В качестве эксперимента измерить уровень доверия населения к полиции, по мнению лидера профсоюза, можно во время предстоящих выборов в Госдуму в декабре 2016 года, так как опросы общественного мнения не отражают действительности. «Поставьте урну рядом с урнами для партий, положите бланк с вопросом «Доверяете ли вы полиции?» и на основании результатов увольняйте руководителей «за утрату доверия населения». Будет порядок», — считает активист полицейского профсоюза.

Итоги реформы

Доклад КГИ будет презентован на специальном заседании комитета, на котором эксперты обсудят дальнейшие пути реформы МВД.

В ходе реформы МВД 2009–2011 годов, начатой предыдущим руководителем ведомства Рашидом Нургалиевым по инициативе президента Дмитрия Медведева, милиция была переименована в полицию, а сотрудники правоохранительных органов прошли переаттестацию.

О провале реформы, первый этап которой завершился к 2012 году, заговорили на фоне скандала с пытками задержанных в казанском отделе полиции «Дальний».

В конце 2012 года новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев признал первый этап реформы МВД недостаточно эффективным. Колокольцев назвал прошедшее реформирование своего ведомства необходимым, но не оправдавшим в полной мере ожидания граждан. «Именно поэтому важна оптимизация нашей работы, предстоит еще многое сделать, чтобы граждане реально ощутили позитивные изменения в системе органов внутренних дел», — пояснил он, выступая на заседании расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел.

Министр обратил внимание на сохранение проблем с «палочной системой», учетом и регистрацией заявлений и сообщений о преступлении и критериями оценки эффективности работы полиции.

Читайте так же:  Сокращение штатного работника

В конце 2012 года Колокольцевым была презентована «дорожная карта» первоочередных мер по оптимизации работы полиции, в первую очередь путем преодоления коррупции и круговой поруки. Собеседники РБК в рядах полицейских утверждают, что на низовом уровне определенные результаты этой работы были достигнуты: исчезли увольнения провинившихся полицейских задним числом, а начальники районных ОВД стали бояться парковать роскошные автомобили возле отделов.

Источник: http://www.rbc.ru/politics/16/11/2015/5649b9df9a794751ae7de26d

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

Дата публикации: 14.09.2018 2018-09-14

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Амбарцумов К. С. Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/archive/223/52585/ (дата обращения: 04.02.2020).

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правового статуса сотрудников полиции.

Ключевые слова: ОВД, государственная служба, сотрудник полиции, полиция, министерство внутренних дел, реформирование.

Согласно конституционным положениям в Российской Федерации главной и высшей ценностью страны признаются права и свободы человека. В связи с этим одной из обязанностей государства является защита и соблюдение прав и свобод всего населения Российской Федерации. Данная функция осуществляется, в том числе, с помощью полиции, как государственно-исполнительного органа власти, в лице сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), которые в свою очередь охраняют все блага общества, закрепленные Конституцией РФ [1]. Так, в частности, на данное положение указывает ст. 2 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) [2].

Однако, как отмечают ученые и эмпирические данные по изучению деятельности ОВД, степень доверия общества к органам внутренних дел уже на протяжении долгого времени далека от идеала. ОВД не только не расцениваются как органы, призванные оберегать и защищать человека от противоправных действий других лиц, но и зачастую воспринимаются как силовая структура, несущая в себе угрозу для общества [3].

Актуальность заявленной темы также заключается в том, что глобальное реформирование деятельности ОВД кардинально изменило правовое положение сотрудников, в связи с чем, вызвало многоженство вопрос и пробелов регулирования их правового статуса.

Решению вышеуказанных проблем, связанных с деятельностью и правовым статусов сотрудников полиции, способствует совершенствование законодательной регламентации и практической реализации деятельности органов ОВД.

В начале работы хотелось бы отметить, что понимается под правовым статусом сотрудника полиции. Так согласно ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

В науке под правовым статусом сотрудника полиции понимается «законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни» [3, с. 194].

При анализе понятия сотрудника полиции, закрепленного в законодательстве, можно сделать вывод, что оно не содержит основополагающих начал, указывающих на целевое назначение данного правового статуса.

Как указывает Дмитриева Н. И. в своей работе: «понятия правового статуса сотрудника ОВД напрямую связано с системой характеризующих элементов, которые включают в себя права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность» [4, с. 37].

В Законе о полиции изложены все структурообразующее элементы, указанные выше. Стоит отметить, что все права и обязанности полицейских условно можно разделить на две группы: общее и специальные.

Наибольший интерес вызывает категория специальных прав сотрудника полиции, которые характеризуют его как представителя органа государственной власти. Специальные права сотрудника закреплены в ст. 28 Закона о полиции.

Так, в частности, в целях выполнения возложенных на полицию задач, в числе прочих полиция наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения. Применение сотрудниками полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Думается, основными причинами этому являются несовершенство законодательства и низкая правовая грамотность сотрудников полиции [5].

Например, очень часто, сотрудники полиции путают такие меры государственного принуждения, превышают должностные полномочия, а также выполняют функции, которые не предусмотренные законодательством РФ.

Важнейшим, на наш взгляд, в контексте заявленной темы, является вопрос об ответственности как элементе правового статуса сотрудника полиции. Ученые констатируют тот факт, что вопросы привлечения к ответственности сотрудников полиции на сегодняшний момент являются одними из актуальнейших в государстве [6].

Несмотря на многочисленные научные работы по вопросам административного наказания и административной ответственности, до сих пор не осуществлено комплексное исследование юридического механизма применения административной ответственности к полицейским.

Административисты говорят о необходимости определить юридическую природу и основания применения административной ответственности сотрудников полиции [7].

Особый порядок привлечения полицейских к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» [8] и заключается он в том, что сотрудники за совершение правонарушений, за исключением нарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность, т. е. меры административного наказания в этих случаях не применяются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обобщая анализа норм, регулирующих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение правонарушений, можно сделать вывод, что сотрудники за совершенные административные правонарушения привлекаются либо к административной, либо к дисциплинарной ответственности, что противоречит определению административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Следовательно, деяния, за исключением указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ в случае их совершения сотрудниками органов внутренних дел, не являются административными правонарушениями, так как при буквальной интерпретации норм КоАП РФ такие деяния не квалифицируются как административные правонарушения.

Таким образом, при совершении правонарушений сотрудниками полиции, попадающих под административный состав, их деяния чаще расцениваются как дисциплинарные.

Помимо указанного, в правовой статус сотрудников полиции входят социальные гарантии. Гарантии сотрудникам полиции закреплены в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [9].

Практика реализации вышеуказанного Федерального закона в части осуществления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения показывает, что данным правом воспользовались не все сотрудники, а те, кому удалось это сделать, не все фактически нуждались в улучшении жилищных условий. Большинство полицейских, которые ютятся в общежитиях, имея при этом на руках детей или престарелых родителей, честно и добросовестно прослужившие много лет, иногда вынуждены наблюдать, как руководитель, у которого есть необходимые связи, получает солидную «социальную выплату» на улучшение и без того хороших жилищных условий. Такие случаи создают атмосферу недоверия и подрывают основы служебной деятельности.

Подводя итог статье, можно сделать вывод, что правовой статус полицейских — это система элементов, включающая в себя гражданство, возраст, права, обязанности, правовые преимущества, а также ограничения, запреты и ответственность, которые в свою очередь регулируются законодательством РФ. В рамках совершенствования правового статуса сотрудника полиции необходимо выдвигать содержание и механизм реализации правовых запретов и ограничений, позволяющих не допускать сотрудниками полиции злоупотребления полномочиями, контролировать их деятельность в целях реализации задач законодательства, также необходимо усовершенствовать механизм административной ответственности.

Читайте так же:  Коэффициент денежного покрытия обязательств

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

3 Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

4 Репьев А. Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) // Юристъ — Правоведъ, 2017. № 4 (83). С. 194–200.

5 Дмитриева Н. И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. № 2 (25). С. 37–40.

6 Ваньков А. В. Вопросы применения полицией мер государственного принуждения // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. С. 158–162.

7 Маюров Н. П., Бялт В. С. Совершенствование дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 225–229.

8 Камасова А. Г. Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 86–88.

9 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.

10 Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 157, 21.07.2011.

Источник: http://moluch.ru/archive/223/52585/

Проблемы осуществления кадровой политики в органах внутренних дел

Важными государственными задачами, решаемыми системой управления органами внутренних дел, являются совершенствование кадровой политики, повышение эффективности подготовки квалифицированных кадров в органах внутренних дел.

Кадровую политику в органах внутренних дел, так же как и государственную службу в правоохранительной сфере, нельзя рассматривать в отрыве от государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. Она представляет собой «составную часть государственной кадровой политики».

Кадровая работа в органах внутренних дел — ответственное и многогранное направление деятельности, которое требует комплексного решения управленческих, экономических, социальных, нравственных, правовых, психологических и иных задач. Одним из главных показателей организации кадровой работы выступает ее системность, поэтому она должна строиться с учетом необходимости поддержания баланса интересов сотрудников, с одной стороны, и органов внутренних дел в целом — с другой. Все это обеспечивает эффективную реализацию конституционных прав и свобод сотрудника как профессионала, гражданина и личности в единстве с интересами органов внутренних дел.

Практика показывает, что непрофессионализм, который проявляют некоторые сотрудники органов внутренних дел, их пренебрежительное отношение к букве закона, приводят к тому, что у населения создаются негативные стереотипы отношения ко всей системе органов внутренних дел, в том числе возможности утверждения режима законности, принципов неприкосновенности личности, защиты ее чести и достоинства.

Например, такие показатели, как слабый кадровый состав подразделения органа внутренних дел, недостаточная квалификация, отсутствие профессионализма являются причиной нарушения законности и служебной дисциплины в целом.

Стоит отметить, что первичным структурным элементом любой социальной системы является человек, а процесс социального управления — это совокупность согласованных усилий отдельных людей. Поэтому в сфере деятельности государственных органов проблема «человек в системе управления» является одной из наиболее важных и сложных. Как верно заметил в свое время Г.А. Туманов, «по сути дела, это проблема кадровой политики, научно обоснованной и эффективной работы с кадрами».

Понятие «кадры органов внутренних дел» характеризуется наличием специальных, приобретенных сотрудниками органов внутренних дел качеств — профессиональных способностей. Они формируются как в процессе профессионального обучения, так и при длительной специализации в конкретном виде служебной деятельности и наличии постоянного правового статуса в конкретном органе внутренних дел в соответствии с предписанной должностью.

Кадровая политика в системе МВД России осуществляется в целях формирования профессионального состава кадров, сохранения, воспроизводства, укрепления, развития, рационального и эффективного использования кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности.

Направленность, содержание и характер кадровой политики МВД России при этом обусловлены следующими факторами:

  • 1) жесткими ресурсными, в том числе и финансовыми ограничениями проводимого реформирования органов внутренних дел;
  • 2) сложной криминогенной обстановкой, изменением качественных характеристик преступности;
  • 3) усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • 4) снижением престижа службы в органах внутренних дел, уровня материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, а также работников органов внутренних дел и гражданского персонала МВД России;
  • 5) снижением уровня профессиональной подготовки личного состава, размыванием кадрового ядра органов внутренних дел;
  • 6) ухудшением качественных характеристик кандидатов на службу в органы внутренних дел;
  • 7) затянувшимся процессом формирования новой нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел.

Наиболее полное определение государственной кадровой политики органов внутренних дел дает Л.М. Колодкин: «Кадровая политика — это сложнейшая, многофакторная и многоярусная система. Она объективно включает в себя все кадры органов внутренних дел, систему и культуру их взаимоотношений и взаимодействия, морально-психологический климат, нравственный облик этой специфической группы государственных служащих, традиции и правовые нормы деятельности, общую и правовую культуру личного состава. Это и конечный результат, и содержание кадровой политики, и важнейшее условие ее успешной реализации».

А.Н. Позднышев определяет кадровую политику органов внутренних дел как «стратегию конституционных государственных органов по формированию, развитию и рациональному использованию кадрового потенциала Министерства внутренних дел Российской Федерации в интересах обеспечения общественной безопасности государства. Кадровая политика органов внутренних дел включает в себя систему научно-теоретических знаний, идей, взглядов, принципов, отношений, направленных на установление целей, задач, и комплекс организационно-практических мероприятий, обеспечивающих разработку форм, методов, механизмов, технологий подбора, распределения, оценки, мотивации эффективного профессионального использования специалистов, формулирование профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел».

Целью кадровой политики органов внутренних дел является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России обществом и государством.

Исключительная важность достижения заявленной цели определяется тем, что от уровня профессионализма и компетентности, дисциплины и законности, служебной этики сотрудников во многом зависят решение всего комплекса проблем по обеспечению правопорядка и безопасности, престиж и авторитет органов внутренних дел в обществе.

Данный подход служил доминантой при разработке концептуальных основ совершенствования работы с кадрами в органах внутренних дел, которые, в свою очередь, вошли самостоятельным разделом в Концепцию кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года):

  • 1) кадровая политика в системе МВД России должна быть единой для всех органов внутренних дел;
  • 2) вся система работы с кадрами должна строиться с учетом необходимости поддержания баланса прав и интересов сотрудника, с одной стороны, и ведомства — с другой;
  • 3) кадровая политика в системе МВД России является составной частью государственной кадровой политики и инструментом ее реализации. Работа с кадрами призвана обеспечить реализацию последней в органах внутренних дел.
Читайте так же:  Кредитный брокер взял предоплату

В качестве приоритетных направлений кадровой политики в органах внутренних дел можно определить следующие:

Существует несколько направлений реализации кадровой политики. Большинство ученых отдают предпочтение оптимизации подготовки кадров для государственной службы.

Профессионализм служащего — это «не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств». Поэтому, при оценке профессионализма работника имеет значение то, движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентиров он исходит.

Профессиональную подготовку в системе государственной службы можно охарактеризовать как «процесс овладения государственными служащими конкретным видом профессиональной деятельности, приобретение требуемых личностных характеристик, а также внутренней готовности к выполнению служебных задач на должном уровне».

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих призвана повысить эффективность государственного управления. Эту задачу она может решить только путем подготовки государственных служащих, профессиональный уровень которых отвечает квалификационным требованиям к соответствующим государственным должностям.

Однако мы считаем, это не единственное и далеко не исчерпывающее направление. Решение данной задачи непосредственно связано и с таким направлением, как формирование резерва кадров.

Формирование резерва — это сложный и длительный процесс. Он представляет собой «приоритетное направление государственной кадровой политики, является элементом механизма ее реализации. Подготовка резерва для государственной службы выступает необходимым условием преемственности в развитии кадрового корпуса, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность всего государства».

Работа с сотрудниками, включенными в состав резерва, обычно проводится по плану, в котором предусматриваются «конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических и практических умений и навыков».

А.Н. Позднышев предлагает начать совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел с совершенствования образовательной системы в сфере государственной службы. И начальным моментом должно стать создание единого федерального органа управления образованием именно в сфере государственной службы. Реформирование системы образования государственных служащих целесообразно начать с внедрения механизма государственного заказа. Кардинальные изменения в сфере функционирования органов внутренних дел, резкое усложнение правоохранительной деятельности, интернационализация преступной среды определяют необходимость совершенствования также и ведомственного образования, в первую очередь, управленческих кадров в качестве приоритетного направления в организации борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. На роль образовательной системы влияет также и фактор оснащения органов внутренних дел новыми специальными средствами и вооружением, изменения в характере действий при чрезвычайных ситуациях и тактике боевых действий при проведении специальных операций обуславливают возрастание требований к профессиональной подготовке сотрудников органа внутренних дел.

На наш взгляд, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел целесообразней развивать в следующих направлениях:

  • 1. Прогнозирование кадровой потребности различных структурных подразделений органов внутренних дел и, следовательно, потребности в соответствующих образовательных услугах.
  • 2. Оценка возможностей образовательных учреждений в осуществлении объемов и задач обучения.
  • 3. Разработка направлений подготовки и переподготовки, создание учебных планов и программ с учетом должностных уровней, видов деятельности, отраслевой специфики.

Вместе с тем, данные меры следует рассматривать как дополнительные к более существенной проблеме — разработке единой концепции подготовки кадров и единых требований к содержанию профессионального образования.

Таким образом, в заключение данного параграфа делаем выводы, что кадровая функция в органах внутренних дел выполняет задачу социального обеспечения систем и процессов управления в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью посредством включения отвечающих определенным требованиям людей в реализацию служебных функций в рамках конкретных органов внутренних дел РФ и их структурных подразделений.

Признание человеческого фактора ключевым ресурсом органов внутренних дел предполагает применение стратегического подхода к формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников на должностях государственной правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях внутренних дел для достижения устойчивых результатов их служебной деятельности в сложных условиях функционирования, которыми характеризуется современная оперативная обстановка в сфере правопорядка.

Источник: http://studwood.ru/520808/pravo/problemy_osuschestvleniya_kadrovoy_politiki_organah_vnutrennih

Кадровая политика в системе МВД на современном этапе

Дата публикации: 06.06.2017 2017-06-06

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Желткова Д. Д. Кадровая политика в системе МВД на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 320-322. — URL https://moluch.ru/archive/156/43989/ (дата обращения: 04.02.2020).

Всех сотрудников МВД интересуют планы правительства на 2016 год. Ведь в результате последних кадровых реформ без постовых полицейских и участковых остались даже некоторые малые населенные пункты. 2016 год станет решающим более, чем для тысячи объектов государственного назначения. Связано это с тем, что с 1 ноября следующего года в России планируется тотальное сокращение и не кого-нибудь, а правозащитников из органов МВД. Можно только проанализировать, какими будут последние дни правоохранителей на государственной службе, что из этого последует, насколько пагубным будет такое экономическое решение для обеспечения уровня безопасности в России, в центральном аппарате и в регионах.

Ключевые слова: кадры, реформа, правоохранительные органы, государственная служба, сокращение, безопасность

Сегодня система органов МВД проходит через широкий спектр реформ, которые, в том числе, затрагивают и работу кадровых служб. С целью лучшего понимания проводимых реформ рассмотрим изменения, касающиеся кадровой службы, чья деятельность играет далеко не последнюю роль в выполнении обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.

Согласно Указу Президента России, общую численность сотрудников внутренней службы должна быть сокращена до 1003172 человек, которые и будут исполнять обязанности по защите общественного правопорядка, гарантировав максимально высокий уровень безопасности при высокой экономии средств. Важно отметить тот факт, что в 2016 года предполагалось сокращение установленного ранее штата сотрудников органов МВД на 100 %. Сведения об этом, передаваемые упомянутым Указом, были размещены на официальном портале ведомства. Данные изменения, в первую очередь, связаны с проводимой государством оптимизацией, оно же сокращение, расходов бюджета на содержание государственных служащих, к коим и относятся сотрудники органов внутренних дел.

На сегодняшний день финансирование МВД, согласно законодательству, осуществляется федеральному бюджету, средства из которого идут на выполнение обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка, государственных объектов и так далее. В ходе проводимых изменений в 2016 году предполагалось провести сокращение сотрудников до следующих величин:

− Общее количество: 1003172 единицы;

− Число сотрудников штата ОВД: 835825 единицы;

− Гражданские штаты сотрудников федеральной службы: 5123 единицы;

− Непосредственно самих работников: 162224 единицы.

Необходимо заметить, что 2016 год был выбран не случайно для проведения данных реформ. Как сказал руководитель Министерства внутренних дел В. Колокольцев, это связано с «неизбежным уменьшением общего количества затрат на обслуживание, заработные платы служащим». По Указу Президента предусматривается сокращение штатов не только правоохранителей, но так же и сокращение численности управленческого аппарата, а так же сотрудников подразделений вневедомственной охраны. По словами министра внутренних дел численность районных подразделений сотрудников, для эффективности их работы, будет оставаться неизменной.

Данный нормативно-правовой акт Президента РФ является важной вехой в проводимых изменениях в системе государственного управления. Однако если и негативные стороны — так, например, множество объектов государственной собственности остаются без надлежащей охраны. Опасения по данному поводу уже высказывались сотрудниками администраций. По утверждению руководства, штат специалистов в данных подразделениях и так слишком велик, ново многих регионах требуют провести пересмотр показателей в сторону увеличения численности.

Читайте так же:  Заявление на добровольное перечисление алиментов образец

Штат специалистов, работающих в данной сфере и так слишком небольшой, согласно утверждениям руководителей, и много регионов требуют пересмотра установленного количества правоохранителей в сторону увеличения. По сути, 2016 год является неблагоприятным для таких объектов охраны, поскольку планировалось подвергнуть сокращению 43 тыс. сотрудников. Из 3.5 тыс. постов охраны останется только 262, и это на всей территории нашей огромной страны. По заключению специалистов, данные изменения являются неутешительными.

К примеру, о сохранении численности сотрудников вневедомственной охраны говорят представители Росводоресурсов России. Они считают, что подобное сокращение приведет к возникновению угрозы безопасности для сотен тысяч человек, так как возрастет вероятность проведения разного рода диверсий по всей территории нашей страны. Конечно же, подобного рода решения органов государственной власти нуждаются в обсуждении, тщательном анализе и проработке. В противном случае негативные последствия, вместо предполагаемого снижения затрат, приведут к их резкому росту, а так же возвращению к прежней численности сотрудников, если не дополнительному найму. Однако не стоит вдаваться в панику, поскольку, в первую очередь, проводимые изменения затрагивают аппарат управления ведомства. Так же велика вероятность проведения аттестации, по которой многие сотрудники останутся на своих рабочих местах.

Не стоит паниковать, размышляя на тему, будет ли сокращение МВД РФ в 2016 году. Никаких законопроектов на эту тему в начале осени 2015 года еще поступало. Но, возможно, руководство в очередной раз решит проверить оставшихся сотрудников и проведет переаттестацию. Если указанная проверка будет проведена, то она должна коснуться в первую очередь сотрудников аппарата управления.

Позитивным моментом, для сотрудников, что останутся работать в системе МВД, может стать то, что их заработная плата будет повышена, примерно на 5,5 % согласно планам. Так же велика вероятность проведения очередной волны сокращений уже и в 2017 году. А. Хинштейн заявил, что данная инициатива обсуждалась в Правительстве. При этом специалисты говорят о том, что даже сокращения на 10 % численности сотрудников система МВД может не выдержать. Однако нехватку специалистов планируется устранить с помощью технического переоснащения и оптимизации структуры управления.

В Министерстве юстиции РФ прошли процедуру регистрации соответствующие приказы ведомства, касающиеся аттестации сотрудников, а так же системы оплаты труда. Сущность данных актов заключается в том, что с этого момента проверки станут жестче, а выплаты денежного довольствия будут оптимизированы. К примеру, начальство станет решать, нужно ли будет оплачивать работу сотрудников в выходные, деньги отпускникам станут выдавать только на текущий месяц, а те, кто прогулял работу более чем на четыре часа, могут и вовсе лишиться заработной платы. Аттестационная комиссия так же подверглась изменениям — в ее состав вошли сотрудники службы безопасности, руководители обязаны писать мотивированный отзыв на своих подчиненных, в котором будут перечисляться его заслуги, в необходимый пакет документов включаются сведения из подразделений по профилактике коррупции, психологов, а так же профессионально подготовке.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что теперь будут оцениваться тщательнее служебная и профессиональная мотивации. Планируется рассматривать стремления сотрудников к качественному и полному выполнению поставленных задач, повышению профессионального мастерства, лояльность как к профессии, как и к коллегам по работе, и, конечно же, приоритет интересов службы над личными.

Досье для каждого конкретного сотрудника будет готовится несколькими кураторами. К примеру, из подразделения по профилактике коррупции придут данные о соблюдении им дисциплины, запретов, обязанностей и ограничений. Из службы профессиональной подготовке будут предоставлены данные о его физической и профподготовке. Комиссия Центрального аппарата МВД предоставит сведения о результатах оперативно — служебной деятельности того подразделения, где проходит службу сотрудник. И, конечно же, в досье войдут сведения из подразделения психологической работы.

Данные на сотрудников должны быть предоставлены в комиссию не позже, чем за 30 дней до начала аттестации.

Так же была изменена система выплаты заработной платы, в которой учитываются результаты службы сотрудников, их поведение, а так же экономическая ситуация в стране. Согласно приказу, теперь «за период отсутствия сотрудника на месте службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного времени денежное довольствие не выплачивается». Так же премии будут лишаться сотрудники, являющиеся фигурантами уголовных дел, временно отстраненные от выполнения служебных обязанностей, связанных с применением спецсредств, физической силы или оружия.

В прошлом, когда сотрудник уходил в отпуск, приходящийся на следующий месяц, ему выплачивались отпускные за два месяца. Теперь же оплата производится только за текущий месяц, а все остальное сотрудник будет получать позже. Так же подверглись изменениям пункты об оплате труда в праздники и выходные: До недавнего времени если сотрудник МВД уходил в отпуск, который перетекал на следующий месяц, то он получал деньги за оба месяца. То есть если он написал заявление об отпуске в феврале, ему выплачивали жалование за февраль и за март. Теперь же сотруднику заплатят только за текущий месяц. Остальное он получит позже.

Важные изменения произошли в системе оплаты за работу в праздники и в выходные дни. Раньше было так: «На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени, сотрудникам производится компенсационная выплата». В новом приказе слово «выходные» было исключено. Таким образом, компенсация за работу сотрудника в выходной день остается на усмотрение его начальника.

Однако есть и положительные стороны изменений: если сотрудник получит медаль «Герой труда» или же «Золотая звезда», ему будет предоставлена единовременная выплата в размере 10 окладов. Так же, при увольнении сотрудник может потребовать выплатить ему денежные средства за неиспользованные отпуска не только за этот год, но и за предыдущие, чего раньше не было.

Правозащитные организации выражают сомнения в объективности и независимости новой системы аттестации сотрудников. Больше всего их беспокоит вопрос, а хватит ли у МВД сил сотрудников подразделений по профилактике коррупции, а так же других служб, которые будут предоставлять сведения в аттестационную комиссию? Так же нет уверенности в том, что эти подразделения не будут использовать свое положение с целью устранения неугодных им сотрудников из системы МВД.

В оптимизации выплат денежного довольствия эксперты видят попытку Министерства оптимизировать свои затраты в условиях финансового кризиса в стране. Подобный шаг может только усугубить ситуацию. Ведь уже сотрудники жалуются, что им не выплачивают заработную плату, и им приходится обращаться в суд.

Таким образом, были рассмотрены изменения в кадровой политике системы МВД на сегодняшнем этапе. В этих изменениях есть как положительные, так и отрицательные стороны. Данные изменения требуют более детального изучения и доработки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/156/43989/

Проблемы работы мвд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here