Порядок погашения налоговой задолженности

Ответы профессионалов по теме: "Порядок погашения налоговой задолженности" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Приложение. Порядок погашения задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет

к постановлению главы Пятигорска

от 29 июля 1999 г. N 1418

Порядок погашения задолженности по налогам,
сборам и другим платежам в местный бюджет.

1. Общие положения

В целях более полной мобилизации доходов местного бюджета и погашения задолженности предприятий (учреждений, организаций), финансируемых из местного бюджета за поставленную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) устанавливается следующий порядок погашения задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет:

1.1. К погашению задолженности в установленном порядке допускаются юридические лица:

— уплачивающие платежи в бюджет и одновременно получающие финансирование из местного бюджета;

— осуществляющие платежи в бюджет и имеющие задолженность предприятий (учреждений, организаций), финансируемых из местного бюджета;

— осуществляющие платежи в бюджет и являющиеся кредиторами предприятий (учреждений, организаций), имеющих задолженность бюджетных организаций.

1.2. Погашение задолженности предприятий, учреждений и организаций (включая недоимку, пени и штрафные санкции) в местный бюджет проводится по всем видам налогов, сборов и другим платежам за исключением подоходного налога с физических лиц; акцизов за реализованную алкогольную продукцию и налогов, имеющих целевое назначение, при условии наличия задолженности предприятий (учреждений, организаций), финансируемых из местного бюджета.

Разрешается проведение взаимозачетов по целевым налогам (земельный налог и другие) при условии использования средств от проведения взаимозачетов по целевому назначению, определенному в расходной части утвержденного бюджета города, если иное не предусмотрено отдельными правовыми актами Российской Федерации или Ставропольского края.

1.3. Наличие задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей в местный бюджет подтверждается справкой Государственной налоговой инспекции по Пятигорску, в которой указываются сведения о недоимке, пене и штрафным санкциям отдельно по каждому виду платежа. Справка об имеющейся у налогоплательщика задолженности оформляется подписями руководителя налоговой инспекции и начальника отдела анализа, учета и отчетности и заверяется круглой печатью Государственной налоговой инспекции по Пятигорску. Справка считается действительной в течение десяти дней со дня выдачи.

Наличие задолженности по финансированию подтверждается бюджетным отделом финансового отдела администрации Пятигорска (далее по тексту: «финансовый отдел») путем согласования суммы взаимозачета.

1.4. Финансовый отдел оформляет взаимозачет и передает материалы в налоговую инспекцию для списания задолженности в местный бюджет по данному налогоплательщику.

1.5. Результаты проведенных взаимозачетов ежемесячно отражаются налоговой инспекцией в разделе V формы 1-НМ «Из общей суммы поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации — денежные и безденежные взаимозачеты».

1.6. Погашение задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет в ином порядке может допускаться только по отдельным правовым актам Российской федерации или Ставропольского края.

2. Порядок проведения взаимозачетов по погашению задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет.

2.1. Для оформления взаимозачета предприятия (учреждения, организации) представляют в финансовый отдел следующие документы:

I вариант (три участника взаимозачета)

— письмо организации, финансируемой из местного бюджета, на имя заведующего финансовым отделом о намерении проведения взаимозачета;

— акт сверки по расчетам за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) между организацией, финансируемой из местного бюджета, и предприятием-налогоплательщиком, погашающим задолженность в местный бюджет;

— справка Государственной налоговой инспекции по Пятигорску о задолженности предприятия-налогоплательщика, погашающего задолженность в местный бюджет.

II вариант (более трех участников взаимозачета)

— Договор о проведении взаимозачета задолженности по финансово-хозяйственным операциям; — акт о проведении взаимозачета задолженности по финансово-хозяйственным операциям;

— справка Государственной налоговой инспекции по Пятигорску о задолженности предприятия-налогоплательщика, погашающего задолженность в местный бюджет.

Все вышеперечисленные документы считаются действительными в течение 10 дней от указанной в них даты.

2.2. На основании перечисленных документов финансовым отделом согласовывается сумма взаимозачета и выписывается свидетельство о налоговом зачете в четырех экземплярах (для финансового отдела, налоговой инспекции, отдела федерального казначейства по Пятигорску, предприятия-налогоплательщика, погашающего задолженность в местный бюджет), которое передается в налоговую инспекцию в течение 3 дней после оформления.

Свидетельство является основанием для налоговой инспекции на погашение задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей в виде взаимозачета.

2.3. Налоговая инспекция производит отметку о погашении задолженности по предприятию-налогоплательщику на соответствующей карточке лицевого учета с отметкой «в порядке зачета».

После погашения задолженности на лицевой стороне свидетельства делается отметка «погашено», проставляются подписи руководителей налоговой инспекции, отдела федерального казначейства и круглые печати. На обратной стороне свидетельства исполнителем — работником налоговой инспекции — производится отметка о погашенной сумме налогов, сборов и других платежей с указанием их видов, что подтверждается подписью начальника отдела анализа, учета и отчетности и печатью налоговой инспекции. В трехдневный срок после завершения зачета один экземпляр свидетельства передается в отдел федерального казначейства; один — хранится в налоговой инспекции; два экземпляра передаются в финансовый отдел, один из которых передается, финансовым отделом налогоплательщику, погашающему задолженность в местный бюджет. Договор и акт о проведении взаимозачета по финансово-хозяйственным операциям финансовым отделом передается каждому участнику взаимозачета.

2.4. Сведения о сумме произведенных зачетов в разрезе налогоплательщиков и всех видов платежей ежемесячно представляются налоговой инспекцией в финансовый отдел и отдел федерального казначейства первого числа следующего за отчетным месяца.

2.5. В финансовом отделе суммы зачетов в бухгалтерском учете по исполнению бюджета отражаются как поступления налогов, сборов и других платежей (доходов) и в такой же сумме отражаются расходы бюджета, при этом используется следующая корреспонденция счетов: Дебет 014; 020; Кредит 040.

На основании свидетельства с отметкой налоговой инспекции и отдела федерального казначейства о сумме, принятой к зачету, финансовый отдел засчитывает финансирование на сумму проведенного зачета и Извещением сообщает распорядителям кредитов сумму произведенного финансирования.

2.6. По получении от финансового отдела Извещения о произведенном финансировании, главные распорядители кредитов и подведомственные организации и учреждения, ведущие учет по плану счетов бюджетных учреждений, суммы зачетов в бухгалтерском учете отражают по дебету в соответствии с планом счетов раздела VII «Расчеты» и кредиту в соответствии с планом счетов раздела VI «Внутриведомственные расчеты по финансированию» — у подведомственных учреждений, не переведенных на новые условия хозяйствования; раздела IX «Финансирование» — у вышестоящих распорядителей кредитов, не переведенных на новые условия хозяйствования; и соответствующих фондов — у организаций (учреждений), переведенных на новые условия хозяйствования.

Кроме того, главные распорядители кредитов суммы произведенного зачета в своих подведомственных учреждениях отражают как произведенное финансирование.

2.7. Налогоплательщики отражают сумму, обозначенную в полученном свидетельстве, по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» по тем видам налогов, сборов и других платежей, в счет которых произведен зачет.

Читайте так же:  Досрочное погашение кредита через личный кабинет

руководитель аппарата главы,

управляющий делами администрации города

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/26100027/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Приложение. Порядок погашения задолженности по налогам, сборам

от 23 марта 2000 г. N 168-29 ГД

Порядок погашения задолженности по налогам, сборам
и другим платежам в местный бюджет

1. Общие положения.

В целях создания условий по увеличению собираемости налогов, сборов и других платежей в местный бюджет, а также полного и своевременного финансирования расходов получателей бюджетных средств, устанавливается следующий Порядок погашения задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет:

1.1. Погашение задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет путем взаимных расчетов осуществляется:

1.1.1. В соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае установления встречных обязательств между местным бюджетом и получателем бюджетных средств исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в местный бюджет.

1.1.2. Денежными средствами — предприятиями, имеющими задолженность по платежам в местный бюджет через организатора процесса погашения задолженности по платежам в местный бюджет за счет кредитных средств уполномоченных банков.

Организатором процесса может выступать любое юридическое лицо, способствующее погашению задолженности по платежам в местный бюджет денежными средствами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Погашение задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет (включая недоимку, пени и штрафные санкции) проводится по всем видам налогов за исключением подоходного налога с физических лиц, налога с продаж, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, акцизов.

Погашение задолженности по налогу на добавленную стоимость проводится после рассмотрения финансовым управлением вопроса о целесообразности его проведения.

Разрешается проводить погашение задолженности по целевым налогам при условии направления средств по целевому назначению, определенному законодательством по соответствующим налогам.

1.3. Наличие задолженности по платежам в местный бюджет подтверждается справкой инспекции МНС РФ по Пятигорску СК, в которой указываются сведения о недоимке, пене и штрафных санкция отдельно по каждому виду платежа. Задолженность по НДС в справке указывается по всем уровням бюджетов (для рассмотрения финансовым управлением целесообразности погашения задолженности). Справка должна быть подписана руководителем инспекции МНС РФ по Пятигорску СК и начальником отдела анализа, учета и отчетности и заверена круглой печатью инспекции МНС РФ по Пятигорску СК. Справка считается действительной в течение четырех рабочих дней со дня выдачи.

1.4. Наличие задолженности по финансированию подтверждается финансовым управлением администрации Пятигорска.

1.5. Финансовое управление и инспекция МНС РФ по Пятигорску СК вправе принимать совместное решение о восстановлении погашенной задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет и финансированию из местного бюджета в тех случаях, когда одна из сторон, участвующих в погашении долгов, допустила нарушение требований настоящего Порядка.

2. Проведение зачета денежных средств при встречных обязательствах
местного бюджета и получателя бюджетных средств.

2.1. В соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации к расчетам по погашению задолженности по налогам, сборам и другим платежам в местный бюджет допускаются получатели бюджетных средств, имеющие задолженность по финансированию из местного бюджета.

2.2. Для оформления расчетов погашения задолженности по платежам в местный бюджет получатели бюджетных средств, имеющие задолженность по платежам в местный бюджет, представляют в финансовое управление следующие документы:

— письмо — заявку о намерении проведения взаиморасчетов по погашению задолженностей;

— справку инспекции МНС РФ по Пятигорску СК о наличии задолженности по платежам в местный бюджет.

2.3. Проведению расчетов по погашению задолженности предшествует рассмотрение сумм задолженностей по финансированию расходов из местного бюджета и по платежам в местный бюджет получателя бюджетных средств, на основании которого финансовым управлением определяется максимально возможная сумма задолженности, принимаемая к погашению.

2.4. Финансовое управление администрации Пятигорска в пределах принятой суммы выписывает Свидетельство (приложение N 1 к настоящему порядку) о погашении задолженности по платежам в местный бюджет в количестве экземпляров, необходимом для всех субъектов, участвующих в проведении расчетов и передает в инспекцию МНС РФ по Пятигорску СК для списания задолженности по данному плательщику.

2.5. Для инспекции МНС РФ по Пятигорску СК Свидетельство является основанием погашения задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей в местный бюджет. Погашение задолженности производится на дату оформления Свидетельства. Инспекция МНС РФ по Пятигорску СК производит отметку о погашении задолженности по данному плательщику на соответствующей карточке лицевого счета с отметкой «погашено по свидетельству».

После погашения задолженности на лицевой стороне Свидетельства делается отметка «погашено на сумму», проставляется дата, подпись руководителя налогового органа и печать. На обратной стороне Свидетельства исполнителем — работником налоговой инспекции — производится отметка о погашенной сумме платежей с указанием их видов, что подтверждается подписью начальника отдела анализа, учета и отчетности и штампом налоговой инспекции. В четырехдневный срок после завершения расчетов один экземпляр Свидетельства передается в финансовое управление администрации Пятигорска для дальнейшего отражения в бухгалтерском учете, один — хранится в налоговой инспекции и один — передается налогоплательщику.

При погашении эадолженности по регулирующим налогам один экземпляр Свидетельства передается в отделение федерального казначейства по Пятигорску.

2.6. Инспекция МНС РФ по Пятигорску СК первого числа месяца, следующего за отчетным, представляет в финансовое управление администрации Пятигорска сводный реестр погашенных и непогашенных свидетельств с указанием в них причин непогашения.

Сводный реестр подписывается исполнителем и начальником отдела анализа, учета и отчетности и заверяется штампом инспекции МНС РФ по Пятигорску СК.

На основании сводного реестра инспекция МНС РФ по Пятигорску СК и 4-е финансовое управление администрации Пятигорска производят сверку фактически погашенных и непогашенных сумм зачетов по платежам в местный бюджет.

2.7. Ежемесячно результаты проведенных расчетов по погашению задолженности по платежам в местный бюджет отражаются налоговой инспекцией в разделе IV «из общей суммы поступлений налоговых платежей и других доходов денежные и безденежные взаиморасчеты» отчетности 1-НМ

2.8. В финансовом управлении суммы погашенной задолженности в бухгалтерском учете по исполнению бюджета отражаются как поступление доходов и в такой же сумме отражаются расходы бюджета, минуя текущий счет местного бюджета. При этом используется следующая корреспонденция счетов: Д-т 1212 К-т 4201; Д-т 2201 К-т 1212.

На основании Свидетельства с отметкой налоговой инспекции и отделения федерального казначейства (в случае погашения регулирующих налогов) финансовое управление засчитывает финансирование и уведомляет распорядителя кредитов о погашенной задолженности из местного бюджета.

2.9. При получении от финансового управления уведомления о произведенном погашении задолженности получатели бюджетных средств:

— ведущие учет по плану счетов бюджетных учреждений, суммы погашенной задолженности в бухгалтерском учете отражают по дебету в соответствии с планом счетов раздела VII «Расчеты» и кредиту в соответствии с планом счетов раздела IX «Финансирование», не переведенных на новые условия хозяйствования и соответствующих фондов у организаций (учреждений), переведенных на новые условия хозяйствования;

Читайте так же:  Сумма алиментов ребенка инвалида

— ведущие бухгалтерский учет по плану счетов финансовохозяйственной деятельности предприятий отражают сумму, обозначенную в полученном Свидетельстве, по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» по тем видам платежей, по которым проведено погашение.

3. Проведение расчетов по погашению задолженности в местный бюджет
денежными средствами через организатора процесса.

3.1. Получатели средств из местного бюджета направляют финансовому управлению письма-заявки на осуществление погашения фактически сложившейся задолженности в пределах суммы лимита финансирования из местного бюджета по заключенным сделкам покупки товаров (оплаты работ, услуг) для собственных нужд.

3.2. Предприятия-недоимщики, являющиеся поставщиками товаров (работ, услуг), направляют организатору процесса:

— документы, подтверждающие имеющуюся задолженность бюджетных организаций (акт сверки расчетов);

— справку о задолженности по платежам в местный бюджет, выданную инспекцией МНС РФ по Пятигорску СК.

3.3. При соблюдении условий, оговоренных в письмах-заявках, организатор процесса выступает поручителем предприятияпоставщика-недоимщика на открытие ссудного счета в уполномоченном банке для получения целевого кредита.

3.4. Предприятие-поставщик-недоимщик, на основании заключенного договора, получает кредит в уполномоченном банке и перечисляет денежные средства на расчетный счет местного бюджета в погашение задолженности по платежам в местный бюджет.

3.5. Финансовое управление, действуя в соответствии с письмом-заявкой получателя бюджетных средств (пункт 3.1.), перечисляет полученные согласно пункту 3.4. денежные средства на расчетный счет получателя бюджетных средств.

В платежных документах финансового управления указывается конкретный получатель бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование расходов согласно письму-заявке (пункт 3.1.).

4. Проведение расчетов по погашению задолженности в местный бюджет
денежными средствами через организатора процесса с применением ценных
бумаг.

4.1. Получатели средств из местного бюджета направляют финансовому управлению письма-заявки на финансирование ценными бумагами в пределах суммы лимита финансирования из местного бюджета для заключения сделок покупки товаров (оплаты работ, услуг) для собственных нужд.

4.2. Финансовое управление приобретает в собственность ценные бумаги, заявленные получателями бюджетных средств путем заключения договоров (купли-продажи, займа и др.) на приобретение ценных бумаг, и передает их получателям бюджетных средств согласно письму-заявке (пункт 4.1.).

4.3. Предприятия и организации города, являющиеся недоимщиками по платежам в местный бюджет, направляют организатору процесса:

— предложения о поставке продукции (выполнении работ, услуг) бюджетным организациям или документы, подтверждающие имеющуюся задолженность бюджетных организаций (акт сверки расчетов);

— справку о задолженности по платежам в местный бюджет, выданную инспекцией МНС РФ по Пятигорску СК.

4.4. Получатели бюджетных средств через организатора процесса определяют поставщиков продукции (работ, услуг) и передают им ценные бумаги.

4.5. При соблюдении условий, оговоренных в письмах-заявках, организатор процесса выступает поручителем предприятия-поставщика-недоимщика на открытие ссудного счета в уполномоченном банке для получения целевого кредита.

4.6. Предприятие-поставщик-недоимщик, на основании заключенного договора, получает кредит в уполномоченном банке и перечисляет денежные средства на расчетный счет финансового управления администрации города в погашение задолженности по платежам в местный бюджет.

4.7. Финансовое управление оплачивает приобретенные в собственность ценные бумаги в сроки, определенные договором (пункт 4.2.).

>
N 1. Свидетельство о погашении задолженности в местный бюджет
Содержание
Решение Думы города Пятигорска от 23 марта 2000 г. N 168-29 ГД ГД «Об утверждении Порядка погашения задолженности по.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/26100293/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Порядок погашения налоговой задолженности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Видео (кликните для воспроизведения).

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 8 мая 2014 г. № 02-08-12/22232 Об очередности исполнения распоряжений о переводе денежных средств в счет погашения задолженности по уплате налогов (сборов), пеней, штрафов на основании поручений налоговых органов, исполнительных документов и распоряжений клиентов банка, а также о возможности перевода денежных средств, на которые наложен арест, для погашения такой задолженности

Вопрос: Об очередности исполнения распоряжений о переводе денежных средств в счет погашения задолженности по уплате налогов (сборов), пеней, штрафов на основании поручений налоговых органов, исполнительных документов и распоряжений клиентов банка, а также о возможности перевода денежных средств, на которые наложен арест, для погашения такой задолженности.

Ответ: Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел письмо по вопросу указания в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств очередности платежа и сообщает.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329 Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных и иных нормативных правовых актов. Вместе с тем по поставленному в письме вопросу считаем возможным отметить следующее.

Очередность списания денежных средств со счета установлена статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с положениями статьи 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

Читайте так же:  За недостачу вверенного имущества утвержденным

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Также необходимо отметить, что применение статьи 855 ГК РФ в 2014 году осуществляется с учетом особенностей администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году, установленных Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 статьи 46 НК РФ установлено, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения данной статьи НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных НК РФ.

Таким образом, поручения налогового органа на перечисление пеней и штрафов исполняются в той же очередности, что и поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно статье 855 ГК РФ данное поручение налогового органа исполняется в третью очередь.

При этом отмечаем, что в законодательстве Российской Федерации не установлены особенности при определении очередности списания денежных средств с банковского счета по требованиям по исполнительным документам и по распоряжениям клиентов банка на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим полагаем, что списание денежных средств по указанным документам должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 855 ГК РФ, то есть в четвертую и пятую очередь соответственно.

Согласно абзацу третьему пункта 4.1 статьи 46 НК РФ действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается в том числе при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках.

Кроме того, согласно статье 27 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, или на остаток электронных денежных средств кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу), а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на которые наложен арест.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит исключений, устанавливающих возможность перевода денежных средств, на которые наложен арест, для погашения задолженности по уплате налогов и сборов.

Директор департамента
бюджетной методологии
Минфина России
С.В. Романов

Обзор документа

Возник вопрос об очередности исполнения распоряжений о погашении задолженности по налогам (сборам), пеням, штрафам на основании поручений налоговых органов, исполнительных документов и распоряжений клиентов банка.

Как пояснил Минфин России, если на счете достаточно денег, чтобы удовлетворить все предъявленные требования, списание осуществляется в порядке календарной очередности.

На случай недостаточности средств на счете ГК РФ предусмотрена очередность списания.

В частности, в третью очередь списываются средства по поручениям налоговых органов на перечисление задолженности по налогам и сборам. В четвертую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований. В пятую — по иным платежным документам в порядке календарной очередности.

По требованиям, относящимся к одной очереди, средства списываются в порядке календарной очередности поступления документов.

Как пояснил Минфин России, поручения налогового органа на перечисление пеней и штрафов исполняются в той же очередности, что и в отношении налога. Согласно ГК РФ это третья очередь.

Законодательно не установлены особенности при определении очередности списания денежных средств по исполнительным документам и по распоряжениям клиентов банка на перечисление задолженности по налогам и сборам.

По мнению Минфина России, по указанным документам средства списываются в четвертую и пятую очередь соответственно.

Относительно возможности перевода денежных средств, на которые наложен арест, для погашения задолженности по налогам и сборам разъяснено следующее.

Законодательство не содержит исключений, устанавливающих возможность перевода денежных средств, на которые наложен арест, для погашения указанной задолженности.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70605338/

Налоговый орган спишет задолженность перед бюджетом только после того как признает ее безнадежной ко взысканию

НК РФ допускает возможность списания долгов перед бюджетом. А когда может возникнуть такая возможность? Рассмотрим это.

Основания для признания задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию

Если за организацией числится задолженность перед налоговыми органами, по которой истекли сроки исковой давности, то налоговики не могут заставить заплатить эти долги в бюджет. Однако из карточки РСБ она может быть исключена, только если задолженность будет признана безнадежной ко взысканию.

Зачастую поводом для списания недоимки является либо прекращение деятельности, либо недостаточность имущества для погашения долгов перед бюджетом, например, ликвидация организации, признание предпринимателя или физлица банкротом, смерть налогоплательщика, вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки (подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Возможно признание задолженности безнадежной ко взысканию через суд. Это осуществляется на основании судебного акта, из которого следует, что предельные сроки взыскания недоимки истекли, в связи с чем налоговые органы не имеют права взыскивать долги по налогам и сборам. Такой вывод могут содержать и резолютивная, и мотивировочная часть судебного акта по налоговым спорам (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, подп. «а» п. 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]). К таким актам относятся:

  • решение суда по существу вопроса, например, инспекции отказывается в возможности взыскания с налогоплательщика долгов по платежам в бюджет, т. к. срок их взыскания истек (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, который содержит вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика недоимки, штрафов, пеней в связи с истечением срока их взыскания.
Читайте так же:  Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены раванда

Налоговая инспекция обязана сразу после вступления в силу одного из вышеперечисленных судебных актов исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 постановления от 30.07.2013 № 57).

О правилах бухучета списываемой кредиторской задолженности читайте в статье «Списание кредиторской задолженности — проводки и сроки».

Порядок признания задолженности безнадежной ко взысканию

При наличии судебного акта организации нужно написать заявление о том, чтобы недоимка (пени либо штраф) была признанной безнадежной ко взысканию и впоследствии была списана. Заявление вместе копией вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (подп. «а» п. 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]), нужно представить в налоговую инспекцию. Налоговому органу в течение 6 рабочих дней с момента получения документов необходимо вынести решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected], о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании (пп. 4, 5 приложения 1 к Порядку списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными ко взысканию, утвержденному приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]).

Инспекция может не проинформировать о вынесенном решении, поэтому налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с тем, чтобы ему была выдана копия данного решения (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговому органу также необходимо отозвать неисполненные поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и перевод электронных денежных средств, которые были ранее выставлены при взыскании задолженности, признанной безнадежной (абз. 6, 9 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

В случае, если вдруг налоговая инспекция отказала налогоплательщику в списании долгов перед бюджетом, то ее действие (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

До того, как вышло постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, задолженности перед бюджетом в карточке РСБ могли числиться годами. Причем, налоговики даже не обращались в суд с требованием о взыскании таких задолженностей, зная, что сроки взыскания уже пропущены. А поскольку не было обращений в суд, следовательно, не было и судебных актов, которые бы признавали право инспекции взыскивать платежи в бюджет с истекшими сроками исковой давности утраченным. Однако и при таких обстоятельствах налогоплательщикам удавалось добиться списания задолженности. Для этого им приходилось действовать следующим образом:

  1. Для начала в налоговой инспекции запрашивалась справка о состоянии расчетов с бюджетом. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан ее выдать.

В справке показывается задолженность налогоплательщика перед бюджетом по налогам и сборам, штрафам и пеням, однако не содержится никакой информации о том, каковы сроки взыскания по указанным задолженностям, ведь налоговое законодательство не требует от налоговиков представлять подобные сведения.

О том, какую форму будет иметь справка, выданная инспекцией, читайте в материале «Обновилась справка расчетов с бюджетом».

  1. Отражение в справке неполной информации о состоянии расчетов с бюджетом можно было считать нарушением права физического или юридического лица как налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09). Ссылаясь на нарушение своих прав, можно было обратиться в суд с требованием признать незаконным отражение в справке налоговой задолженности без указания сведений об утрате налоговым органом возможности взыскать ее.

Если в ходе судебных слушаний устанавливалось, что инспекцией действительно пропущены сроки взыскания платежей в бюджет, то судом выносилось решение об утрате налоговыми органами возможности ее взыскания (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 № А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.2012 № Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 23.05.2013 № А40-105256/12-20-551, от 22.05.2013 № А40-87900/12-107-469, от 29.04.2013 № А40-124794/12-99-627, от 15.02.2012 № 40-52479/11-116-151, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2011 № А33-1252/2011).

  1. После того как судебный акт, из которого следовало, что сроки взыскания спорной налоговой задолженности пропущены и возможность ее взыскания налоговыми органами утрачена, вступал в законную силу, налогоплательщикам нужно было обратиться в инспекцию с заявлением о признании задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию и ее последующем списании. К заявлению обязательно прикладывалась копия судебного акта, заверенная гербовой печатью.

Итоги

Для того чтобы задолженность перед бюджетом по налоговым платежам могла быть списана, ее сначала нужно признать безнадежной. Происходит это как в ряде ситуаций фактической невозможности взыскания (при ликвидации, банкротстве, смерти должника, завершении исполнительного производства с заключением о невозможности взыскания), так и через суд.

Источник: http://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/sroki_uplaty_nalogov_vznosov/nalogovyj_organ_spishet_zadolzhennost_pered_byudzhetom_tolko_posle_togo_kak_priznaet_ee_beznadezhnoj_ko_vzyskaniyu/

Особенности взыскания задолженности по налогам

Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  1. Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  2. Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

С физических лиц

В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты. Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку.

Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

  • отправляют в электронном виде;
  • заказным курьером;
  • направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно части 4 ст.57 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление. Обязанность по оплате возникает именно с момента получения документа.

Если уведомление было направлено в установленные законом сроки, но налогоплательщик не внес оплату, налоговый орган направляет требование о его уплате. В требование прописывается не только сумма долга, но и размер начисленных пеней. Данный документ, согласно закону, должен быть подготовлен и направлен не позднее 3 месяцев, с момента выявления недоимки.

Если налогоплательщик не погасит сумму долга в срок и сумма задолженности превысит 1 500 рублей, то налоговый орган имеет право обратиться в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев, с момента образования долга. При этом должник получает копию заявления не позднее дня подачи документов в суд.

Мировой судья выносит приказ единолично, который имеет силу исполнительного документа. Стоит отметить, что судебный приказ выносится без заслушивания каждой стороны и объяснений. Копия приказа направляется налогоплательщику, который согласно закону обязан произвести оплату в течение 10 дней с момента получения.

Читайте так же:  Взыскание двух неустоек

Если у налогоплательщика не хватает средств, для погашения задолженности по налогам, то взысканию подлежит личное имущество.

С юридических лиц

Для взыскания долга для юридических лиц используют:

  • денежные ресурсы, которые находятся на счетах;
  • имущество предприятия: оборудование, техника или мебель .

Первый вариант – самый простой и оптимальный. При выборе этого варианта налоговый орган подготавливает требование, в котором указывает сумму долга и размер начисленных пеней. Данный документ отправляется налогоплательщику.

С момента получения требования юридическое лицо обязано произвести погашение задолженности по налогам. Если этого не происходит, налоговый орган отправляется в банк, в котором открыт счет юридического лица и отдает решение. Согласно полученному решению долг автоматически списывается со счета.

Второй вариант – это когда оплата долга осуществляется за счет имущества предприятия. Это актуально в том случае, если деньги на счете отсутствуют или их не хватает для полного погашения долга.

В данном случае налоговый инспектор направляет должнику официальное уведомление, в котором сказано, что необходимо погасить долг в установленные законом сроки. После выявления факта, что юридическое лицо не может погасить долг за счет денежных средств, составляется требование.

Составление требование налоговый орган передает в суд и просит погасить сумму долга за счет взыскания имущества.

Только после того, как дело будет передано судебным приставам, осуществляется осмотр имущества, фиксация стоимости и конфискация. Все изъятое имущество будет продано и долги погашены. Также стоит принимать во внимание, что судебные приставы реализуют имущество по минимальной стоимости. Главная цель – быстро продать, что есть в наличии и получить средства.

Второй вариант может длиться по времени до 1 года.

Что делать если транспортный налог оплачен, а задолженность висит? Найдите ответ на этой странице.

Штрафные санкции

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Про задолженность по налогам читайте здесь.

Как узнать задолженность по налогам ИП узнайте тут.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://finbox.ru/vzyskanie-zadolzhennosti-po-nalogam/

Порядок погашения налоговой задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here