Методические рекомендации по улучшению условий труда

Ответы профессионалов по теме: "Методические рекомендации по улучшению условий труда" с пояснениями и выводами. Предлагаем статью собранную из различных авторитетных источников с ответами специалистов. Каждый вопрос, конечно, индивидуален. Если вы не нашли ответа на вопрос, или хотите уточнить актуальность информации в 2020 году, то просто обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов)

(N в реестре экспертов)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).

При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Читайте так же:  Списание недостачи при инвентаризации в налоговом учете

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности

Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала

Замена

Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий

Технические средства контроля

Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита

Организационные мероприятия

Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda

Улучшение условий труда на предприятии: как сделать рабочие места комфортнее

Законодательством оговорен минимум, который должны выполнять компании и ИП, чтобы жизни и здоровью персонала ничего не угрожало. Но во многих компаниях не останавливаются на этом, стараясь подняться на уровень выше конкурентов. Разберемся, какие способы улучшения условий работы существуют, как выявить потребности и внедрить изменения.

Законодательная база

Улучшение условий труда на рабочем месте — обязанность работодателя, предусмотренная рядом нормативных актов, среди которых:

  • Трудовой кодекс РФ ( ст. 226 ТК РФ требует, чтобы на улучшение условий труда и быта работников ежегодно тратилось не менее 0,2 % сумм, которые идут на охрану труда);
  • ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н, который содержит типовой перечень обязательных ежегодных мероприятий по улучшению условий.

Что можно и нужно улучшать

Типовой перечень мероприятий содержит 32 направления для создания комфортной рабочей среды. Их можно разбить на несколько категорий:

  • Технические. Сюда относят обновление оборудования для повышения степени безопасности работы. Пример — замена неисправного оборудования, взаимодействие с которым могло привести к травме.
  • Технологические. Сюда входят преобразования самого процесса работы, позволяющие снизить трудозатраты. Пример — внедрение автоматической системы.
  • Санитарно-гигиенические. Они напрямую с хозяйственной деятельностью не связаны, но тоже способствуют сохранению здоровья. Пример — приобретение климатической техники для поддержания оптимального микроклимата.
  • Социальные. Они создают дополнительный комфорт и стимулирование работоспособности, заинтересованности персонала в том, чем он занимается. Пример — совершенствование содержания работы, предоставление возможностей для саморазвития и поддержка инициатив.
  • Эстетические. Такое улучшение условий труда на производстве предполагает, чтобы сотрудникам было приятно находиться на рабочем месте. Пример — косметический ремонт, декор помещения, создание зон отдыха.

Как выявить нужные направления

Кроме упомянутых в Приказе Минздравсоцразвития №181н мероприятий, руководству приходится внедрять и другие меры. Но как определить, что нужно конкретной организации в конкретное время. В этом помогут:

  • результаты СОУТ. Независимая экспертиза дает объективное представление о том, что нужно изменить;
  • предложения по улучшению условий труда, исходящие от коллектива. Если сотрудники просят установить кондиционер или изолировать провода, к ним стоит прислушаться;
  • личные наблюдения. Компетентный руководитель непременно заметит, чего не хватает на вверенной ему территории для большего комфорта;
  • методические рекомендации по улучшению условий труда, разработанные для конкретной сферы. Их могут создавать отраслевые объединения или профильные исследователи.

Как оформить и внедрить изменения

Все предложения и инициативы, нашедшие поддержку у руководства и коллектива, необходимо включить в план по улучшению условий и охраны труда. Обычно такой документ разрабатывают лица, ответственные за ОТ на предприятии, но утвердить его должен руководитель отдельным приказом.

Типовой формы плана по улучшению условий чиновники не придумали, но формировать его необходимо с учетом положений ст. 226 ТК РФ и Приказа Минздравсоцразвития № 181н. То есть в нем обязательно указывают:

  • общие данные о работодателе и период, на который будет действовать план (1 год или несколько лет);
  • запланированные мероприятия, которые обеспечат улучшение условий труда на предприятии;
  • сроки их реализации;
  • лиц, ответственных за выполнение плана;
  • информацию о финансировании заявленных мер — можно в виде приложения со сметой расходов, если они предусмотрены.

Образец плана

Поскольку каждый работодатель разрабатывает план по улучшению условий труда работников с учетом организационно-производственной специфики, количества сотрудников, площади имеющихся в распоряжении территорий и прочих моментов, объем документа может быть разным. Но важно, чтобы документ был разработан и согласован заранее (в конце года, к примеру), и его положения можно было выполнить в установленный срок.

Источник: http://ppt.ru/news/143187

Охрану труда проверят по новым правилам

Как работодателей уговорят улучшать условия труда

  • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
  • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • с 2020 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
  • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
  • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

  • ТК РФ;
  • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
  • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.

Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

Читайте так же:  Форма безотзывного аккредитива

В документ необходимо включить следующие пункты:

Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  • рабочих мест;
  • оборудования;
  • транспортных средств;
  • территорий, зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

  • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
  • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
  • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
  • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
  • отсутствие процедуры информирования.

Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/485824/

Рекомендации по разработке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Общероссийский Профсоюз образования

«Рекомендации по разработке плана

мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»

(в помощь руководителям образовательных организаций, специалистам по охране труда, председателям рай(гор)комов профсоюза, профкомов организаций высшего, среднего и начального профессионального образования)

Рекомендации по разработке плана

мероприятий по улучшению условий и охраны труда

и снижению уровней профессиональных рисков

Уважаемые руководители образовательных организаций, председатели первичных профсоюзных организаций, ниже представлен примерный план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, который Вы можете использовать как примерную форму для своих организаций.

Следует предварительно просмотреть все пункты плана.

Выбрать в первую очередь те пункты, которые являются обязательными для Вашей организации. Например: проведение медицинских осмотров, обучение и проверка знаний по охране труда, проведение специальной оценки условий труда, вопросы, касающиеся неудовлетворительного (аварийного) состояния систем вентиляции, отопления, освещения и др.

Включите в план те пункты, которые затрагивают проблемы Вашей организации исходя из выделенных средств.

Внесите в каждый пункт плана сумму средств, выделенную (запланированную) на проведение данного мероприятия.

При обращении с заявлением в Фонд социального страхования, о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма представляется копия Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

_____________________________ (Ф. И.О.)

мероприятий по улучшению условий и охраны труда

и снижению уровней профессиональных рисков

(В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н г. (в ред. Приказов Минтруда России от 01.01.2001 N 103н, от 01.01.2001 N 375н)

«Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»)

Источник: http://pandia.ru/text/80/072/1574.php

Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 1 марта 2012 г. N 181н

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков*(1)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля, 16 июня 2014 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н пункт 1 изложен в новой редакции

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 2 внесены изменения

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

Читайте так же:  Подача на алименты после развода

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке*(3) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке*(4) обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке*(5) обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. N 375н приложение дополнено пунктом 32

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

*(1) Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Информация об изменениях:

*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

*(4) Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

Источник: http://base.garant.ru/70150478/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Методические рекомендации по проведению в организациях мероприятий по улучшению условий труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)

по проведению в организациях мероприятий по улучшению условий труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)

По результатам специальной оценки условий труда организации должны проводить определенные мероприятия по улучшению условий труда. Рекомендации (перечни) по проведению вышеуказанных мероприятий содержатся в материалах специальной оценки условий труда.

Министерство разработало примерные рекомендации по реализации наиболее часто предлагаемых мероприятий, в целях оказания методической помощи работодателям.

1. Организация рационального режима труда и отдыха работников

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством, содержащим нормы трудового права. Режим рабочего времени и времени отдыха указывается в трудовом договоре работника.

В случае установления на рабочих местах вредных условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса, по превышению уровня шума, электромагнитного излучения, уровня содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, работодателем устанавливаются дополнительные перерывы в течение рабочего дня (смены).

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников умственного вида деятельности:

при 8-часовой рабочей смене продолжительность обеденного перерыва составляет 30 минут, а регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 — 7 минут каждый;

при 12-часовой рабочей смене для работников рекомендуется предусмотреть в течение рабочей смены два обеденных перерыва общей продолжительностью 1,5 часа (первый — через 3,5 — 4,0 часа, второй — через 7,5 — 8,0 часов от начала работы) и четыре регламентированных перерыва по 10 минут с общей продолжительностью 40 минут.

Читайте так же:  Общее устройство и принцип работы тормозных систем

При работе в ночную смену продолжительность регламентированного перерыва в глубокие часы ночи рекомендуется увеличить до 45 минут. Кроме того, работникам рекомендуется предоставлять регламентированные перерывы в счет рабочего времени через каждый час работы по 5 — 8 минут.

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников, занятых на работе с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ):

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организация перерывов по 10 — 15 минут через каждый час работы.

При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30%.

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников физического труда

Для профессиональных групп, выполняющих тяжелый физический труд, в режим труда и отдыха целесообразно включать 2 — 3 регламентированных перерыва общей продолжительностью 15 — 20 минут.

Организация рационального режима труда и отдыха не исключает необходимости проведения комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению условий труда работников.

2. Обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ)

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных или имеющих декларацию соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, обеспечить их применение.

Предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – типовые нормы). При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты (Приложение 1).

3. Улучшение качества искусственного освещения

Работодателю необходимо обеспечить рабочее место дополнительными источниками искусственного освещения либо привести в рабочее состояние уже имеющиеся источники света (ремонт, замена ламп).

4. При воздействии биологического фактора

Работодателю необходимо обеспечить проведение:

— профилактических мероприятий – плановая вакцинация и прививки работникам, занятым на работах с биологическим материалом;

— организационных мероприятий – в разделе 4 «Требования безопасности в аварийных ситуациях» Инструкции по охране труда на рабочем месте должен быть описан алгоритм действия медперсонала в случае аварийных ситуаций (травматизация кожных покровов или попадание биологических и патологических жидкостей пациента на слизистые оболочки глаз, носа, ротовой полости медработника при осуществлении медицинских манипуляций). Данные инструкции должны быть доведены до сведения работников. Необходимо ведение журнала регистрации аварийных ситуаций.

5. Снижение уровня шума и (или) вибрации

Работодателю необходимо обеспечить технический осмотр оборудования, являющегося источником шума и (или) вибрации. При выявлении неисправности указанного оборудования обеспечить его ремонт или замену.

В случае если оборудование исправно, а шум и (или) вибрация являются технологическими особенностями данного вида оборудования, необходимо обеспечить работников на этих рабочих местах сертифицированными СИЗ (противошумные наушники или вкладыши, виброзащитные перчатки, обувь), оборудовать виброзащитные сидения.

6. При превышении концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Работодателю необходимо обеспечить рабочее место работника системами общей и (или) местной вентиляции, применение СИЗ органов дыхания (респираторов), кожи (защитных костюмов), организацию рационального режима труда и отдыха (см. выше).

7. Снижение уровня воздействия ультрафиолетового излучения

Работодателю необходимо обеспечить работника сертифицированными СИЗ (сварочный шлем (щиток) с защитой от ультрафиолетового излучения, костюм, обувь, перчатки для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла).

8. При превышении тяжести труда (подъем и перемещение грузов в случае превышения массы поднимаемого груза выше нормативных значений)

Работодателю необходимо обеспечить проведение мероприятий по механизации и автоматизации трудовых процессов.

После проведения вышеуказанных мероприятий работодателю в целях оценки их эффективности необходимо проведение повторных измерений тех вредных производственных факторов, по которым отмечались превышения гигиенических нормативов с последующим внесением в карты специальной оценки условий труда полученных результатов (протоколы замеров) и пересмотром компенсационных мер, предусмотренных для работников ранее.

(Приложение к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 000н)

Лицевая сторона личной карточки

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА № __________
учета выдачи СИЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pandia.ru/text/80/202/20121.php

Улучшение условий труда на предприятии

Большое значение придается второй группе направлений работы по НОТ – улучшение условий труда и уменьшение вредного воздействия неблагоприятных факторов внешней производственной среды на работоспособность и здоровье работников.

Существуют три направления совершенствования условий труда:

1) минимизация воздействия некоторых факторов, таких, например, как шум, вибрация, загазованность, запыленность, ионизирующие излучения, опасность получения механических травм;

2) максимизация таких факторов, как эргономическая, эстетическая и организационная комфортность на рабочих местах, морально-психологический климат в коллективе, безопасность труда, хозяйственно-бытовая обустроенность на производстве;

3) оптимизация таких факторов, как освещенность, микроклимат, демографическая и социальная структура персонала, материальные условия труда.

Конкретные меры по улучшению условий труда необходимо рассматривать по каждому из факторов, на них воздействующих. Классификация таких факторов показана на рис. 5.7.

Основными мерами по снижению физической тяжести трудабудут следующие:

1) повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники по обработке материалов;

2) совершенствование организации рабочих мест;

3) рационализация приемов и методов труда;

4) оптимизация режимов труда и отдыха;

5) улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда.

Снижению нервно-психической напряженностимогут способствовать следующие меры:

1) установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания;

2) чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и т.д.);

3) чередование работ разной сложности и интенсивности, а также требующих преимущественно умственных нагрузок, с работами физическими;

4) предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

5) ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10–15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

6) компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности.

К санитарно-гигиеническим условиям относятся: температура, влажность, давление, запыленность, загрязнение, ультразвук, вибрация, излучение, контакт частей тела с водой, маслом, токсическими веществами. При проектировании необходимо учитывать и соблюдать соответствие всех факторов допустимых санитарных норм. Температура окружающего воздуха в помещении должна быть такой, чтобы работу можно было проводить в легкой, не стесняющей движений одежде, недопустимо наличие сквозняков, которые вызывают простудные заболевания рабочих. В лесопильных цехах, где сквозняки имеют большой удельный вес, нужно тщательно закрывать все проемы и отверстия, перед дверьми устраивать тамбуры с обогревом. Наиболее благоприятная и практически достижимая температура в производственных помещениях деревообрабатывающих предприятий следующая:

— в заготовительных и сборочных цехах 16–18°С;

— в лесопильных цехах 15–17°С;

— в фанеровочных отделениях 20–25°С.

Относительная скорость движения воздуха 0,5 м/с, относительная влажность воздуха не менее 60%.

Во всех цехах должна нормально функционировать приточно–вытяжная вентиляция. Очень вредное воздействие на работающих оказывает высокочастотный шум в цехах, значительно превышающий допустимые уровни шума.

Борьба с шумом ведется в трех направлениях:

— снижение шума в источниках образования (т.е. своевременный ремонт, наладка, специальные конструкции режущего инструмента);

— установка противошумных и звукопоглощающих приспособлений;

— применение индивидуальных средств защиты (каски, наушники).

К эстетическим условиям относятся: форма, цвет, характер расположения в пространстве предметов, окружающих человека. Общеизвестно, что эти факторы создают настроение, повышают эффективность труда.

Физиологи рекомендуют окрашивать оборудование и сооружения в спокойные светло-голубые и светло-зеленые тона. Стены лучше окрашивать в светло–желтый, бежевый, розовый цвет. Там, где выполняются монотонные работы, окраску стен и оборудования лучше выбрать более ярких тонов. Опасные места и пусковые устройства окрашивать также в более яркий цвет. Органы здравоохранения США опубликовали результаты двухлетних наблюдений применения функциональной цветовой среды, согласно которым производительность труда повысилась на разных предприятиях от 5,5 до 37% благодаря использованию рекомендованной окраски.

Повышение безопасности трудадостигается, прежде всего, совершенствованием техники и технологии производства:

— продуманная система информации об опасности в виде плакатов, знаков, указателей, световых табло на машинах, механизмах, в зданиях, на рабочих местах, на территории предприятия;

— ограждение опасных для здоровья и жизни людей мест;

— специальные инструктажи по технике безопасности, занятия по этим вопросам, особенно с молодыми работниками.

Одной из важных форм работы по созданию на предприятии благоприятных условий труда является проектирование организации труда и регламентация труда и отдыха. При постоянстве распорядка работы человек в процессе труда прилагает меньше усилий для выполнения одной и той же работы, чем при отсутствии такого постоянства. Перерывы на отдых устанавливаются на основании изучения работоспособности и производительности труда на протяжении рабочего дня. Исследования различных трудовых процессов показывают, что при всем разнообразии частных характеристик существует общая закономерность изменения производительности труда и работоспособности на протяжении смены.

Разработка режимов труда и отдыха охватывает различные периоды трудовой деятельности людей (годичной, недельной, суточной). Чередование периодов труда и отдыха имеет свои закономерности в течение рабочей смены (рабочего дня), в течение недели, месяца, года. В связи с этим различают внутрисменные, многосменные, недельные и годовые режимы труда и отдыха.

Читайте также:
  1. II. Оплата труда и уровень жизни населения.
  2. III. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА. ЗАНЯТОСТЬ.
  3. IV. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
  4. Анализ динамики производительности труда
  5. Анализ преступного поведения и теория рынка труда
  6. Безопасность жизнедеятельности и санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте пользователя ЭВМ
  7. Бюджет прямых затрат на оплату труда
  8. В инженерной психологии главный субъект труда — это «опера­тор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
  9. Великая степь Евразии» как особая форма цивилизации в трудах Л.Н.Гумилева
  10. Великая степь Евразии» как особая форма цивилизации в трудах Л.Н.Гумилева
Производительность труда

Внутрисменный режимустанавливается с учетом фазного изменения работоспособности человека в течение рабочего дня. Типичная кривая такой работоспособности показана на рис.5.8.

Часы работы

Рис. 5.8. Типичная кривая работоспособности в течение рабочего дня

На рис. 5.8 обозначены три фазы работоспособности: а – врабатывание, нарастание трудоспособности; б – устойчивая высокая работоспособность; в – снижение работоспособности, утомление. После обеденного перерыва эти фазы повторяются, однако они изменяются по продолжительности и величине. Фаза врабатывания менее продолжительна, фаза устойчивой работоспособности не достигает дообеденного уровня, фаза утомления наступает раньше и длится дольше, чем до обеденного перерыва.

Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость людей, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности и сократить фазу утомления. Это достигается проведением мероприятий по сокращению периодов врабатывания и утомления, включением в распорядок рабочего дня регламентируемых пауз для кратковременного отдыха, активизацией периодов отдыха.

Суточные и недельные многосменные режимы труда и отдыхаиспользуются на предприятиях, работающих в несколько смен: днем, вечером, а иногда и ночью. Общая закономерность изменения работоспособности в течение рабочей недели показана на рис. 5.9, на основании которого видно, что после продолжительного отдыха достигнуть сразу высокой работоспособности очень трудно. В середине недели работоспособность имеет наивысшие показатели, а к концу недели она заметно снижается.

Производительность труда
Дни недели

Рис. 5.9. Типичная кривая недельной работоспособности

Нормальный суточный цикл человека таков, что наибольшая работоспособность у него приходится на утренние и дневные часы. В это время активизируются все жизненные функции организма: повышаются температура тела, мышечная активность, деятельность нервной системы и сердца, возбудимость зрительных и слуховых анализаторов.

Вечером и особенно в ночные часы работоспособность резко снижается. Все это следует учитывать при определении времени начала и окончания рабочих смен, времени перерывов на отдых и личные надобности.

Годовой режимтруда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанными с очередными отпусками.

Законом регламентируется длительность отпуска для разных категорий трудящихся с разной продолжительностью рабочего дня, недели.

На предприятиях работы по установлению режима труда и отдыха сводятся к созданию графиков чередования смен, в которых занят рабочий.

По рекомендации НИИ труда графики должны отвечать следующим требованиям:

— точно соответствовать установленной предприятием продолжительности смены;

— соответствовать режиму производственного процесса (прерывный, непрерывный), особенностям производства, планируемому фонду работы оборудования;

— закреплять оборудование за определенными рабочими (бригадами) на длительное время;

— обеспечивать нормальную передачу смен;

— обеспечивать регулярное и правильное чередование работы и отдыха;

— создавать условия для наиболее целесообразного использования рабочего времени;

— ограничивать количество часов работы в ночное время.

При составлении графиков также следует принимать во внимание, что:

— работа не должна начинаться ранее 6 ч утра и оканчиваться позднее 24 ч ночи;

— длительность рабочей смены у лиц с полным рабочим днем не должна быть, как правило, меньше 4 ч и больше 12 ч;

— продолжительность обеденного перерыва целесообразно устанавливать в пределах 30–60 мин;

— продолжительность ежедневного отдыха (между сменами) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы, предшествующей отдыху (в исключительных случаях меньше, но не менее 8 ч).

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.com/3-20504.html

Читайте так же:  Денежные обязательства бюджетных учреждений
Методические рекомендации по улучшению условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1